СКАЗКА 12

В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьезное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.

После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа, не математика. Однако он еще помнил слова учителя о проверке решения задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал условие задачи.

- Ничего не понимаю! - крикнул он в отчаянии и закрыл книгу.

- Что случилось? - поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения "Лесной газеты".

- Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберется! - продолжал возмущаться Волчонок.

- Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? - заинтересовался папа Волк.

- Вот, смотри! - ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь от наскучившего задания.

- Так, так, так... - поразмыслил немного отец и быстро написал решение задачки.

- Ух, ты! - воскликнул сынишка. Ты, папочка, так быстро решаешь?!

Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а сам продолжил чтение газеты.

Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но он никак не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова казалась пустой как барабан.

- Ох, что же мне делать? - мучился ученик.

- Пойду опять к папе.

- Что, опять не получается? - спросил отец, посмотрев на грустного сынишку.

- Угу, - пробурчал Волчонок.

- Ну, хорошо, давай посмотрю. И задача вновь была им решена.

- Папочка, спасибо, ты так меня выручил! - прыгал счастливый Волчонок вокруг отца. Можно я пойду играть?

- Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти.

- Хорошо! Я соберу мигом!

И через несколько минут Волчонок будто на крыльях вылетел из дома.

На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках. Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу. Учитель-Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность. Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.

- А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет, - сказал Учитель, пригласив Волчонка к доске.

Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками самостоятельно ему не справиться, он даже не помнил папино решение. Как ты думаешь, что сказал волчонок?

- Я не знаю, как решать... - прошептал Волчонок.

- Но ведь ты справился с задачами дома, значит, справишься и сейчас, - приободрял ученика Еж.

- Мне папа помогал, он мне все решил, - признался Волчонок.

- Значит, все домашнее задание выполнял твой отец? - удивился Учитель.

- Да... - почти беззвучно прозвучал ответ.

- Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математике. Но если он будет решать за тебя, то его сын так и останется неграмотным.

Ребята, кому задают домашнее задание? Как ты думаешь, что ответили ученики Лесной школы?

- Ученикам, чтобы научиться самостоятельно, мыслить и закреплять знания, - уверенно произнес Медвежонок.

- Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребенку, - продолжал Учитель.

 - Я хотел, чтобы меня похвалили, - грустно объяснял Волчонок.

- А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты, а твой папа. Как ты думаешь, что почувствовал волчонок? А что сказал?

- Да мне было немного стыдно, - вспоминал свои чувства Волчонок.

- А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно.

- Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла нам всем понять, что радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно, но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудностями самостоятельно.

- А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно приходить с невыученными уроками? - поинтересовалась Белочка.

- Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед уроком желательно сказать об этом мне, - предложил Учитель.

- И мы вместе постараемся понять и во всем разобраться.

- А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно буду приходить с невыученными уроками? - волновался Волчонок.

- Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться объяснить тебе, чтобы ты все понял.

Когда ученик старается, ему необходимо помочь. А если он ленится, не хочет трудиться, то помогать ему вряд ли кто захочет.

Волчонок опустил глаза и твердо сказал: - Я буду стараться!

- Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок поможет нам решать задачу. Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пятерку. Это самая лучшая отметка в школе. Но об отметках и оценках на следующем уроке.

Информация для родителей:

  • Информация, выделенная курсивом, предназначена только для родителей;
  • По ходу чтения сказки можно задавать детям вопросы, выделенные жирным шрифтом;
  • Спросите у ребенка, как бы он назвал эту сказку (Домашнее задание).
  • Уточните ребенка, почему нужно выполнять домашнее задание (в т. ч. с подготовительных к школе курсов).

СКАЗКА 11

Тема подарков актуальна для многих детей, да и взрослых тоже. Что подарить другу, близкому человеку, учителю? Иногда дети бросаются в крайности: то покупают дорогие вещи, которые трудно принять имениннику, то небрежно раскрашивают открытки. Как принимать и дарить подарки, расскажет детям эта сказка.

Завтра день рожденья у Белочки. Она пригласила в гости всех своих школьных товарищей, и ребята готовят подарки для Белочки. Каждый по-своему относится к подаркам. Лисенок, например, долго изучал свою комнату с игрушками, чтобы выбрать ту, с которой уже не жалко было бы проститься. И он выбрал игрушку-копилку, правда она уже была облезлой, но зато он точно не нуждался в ней.

- А ведь очень полезная вещь для Белочки! - уговаривал сам себя Лисенок.

- Но ведь это старенькая игрушка! - пытался отговорить друга Волчонок.

- А дареному коню в зубы не смотрят! - вспомнил Лисенок известную пословицу.

- Нет, Лисенок, ты не прав! - продолжал возражать Волчонок. Тебе приятно бы было получить такой подарок?

- Но я же не Белочка, поэтому мне неприятно, а, может быть, ей приятно! - отговаривался Лисенок.

- Да, видно у тебя еще остался вирус жадности, Лисенок!

- А знаешь, как с ним трудно бороться! Я пытаюсь, борюсь, но иногда ничего не получается! - огорчался Лисенок. А Белочка мечтала о копилке, я это помню.

- Хорошо, но тогда хоть сделай подарок красивым, заклей, покрась, в общем, постарайся сделать ее новой, - советовал другу Волчонок.

- Постараюсь, конечно! А ты что приготовил Белочке? - поинтересовался Лисенок.

- А я нарисовал ей картину и смастерил для нее чудесную рамочку. Вот, посмотри, - похвастался Волчонок.

- Ха, тоже мне хороший подарок, нарисованный лес! Да вокруг Белочки таких картинок видимо-невидимо, да не нарисованных, а настоящих! У меня подарок лучше! - смеялся Лисенок.

- Я старался очень! И знаю, что Белочка любит картины! - оправдывался Волчонок.

- Ладно, я не хотел тебя расстроить. Может быть, ей и понравится твой подарок, - успокаивал друга Лисенок.

- Ой, смотри, кто это к нам идет?! - воскликнул Волчонок. К домику Лисенка, не спеша, приближался Медвежонок с корзинкой грибов.

- Ох! Целый день собирал для Белочки грибы по всему лесу! Самые крупные и красивые нашел! - похвастался Медвежонок.

- А у нас подарки лучше! - хором сказали Волчонок с Лисенком.

- Пусть сама Белочка решает, какой для нее подарок самый лучший, - проворчал Медвежонок.

- Любопытно, а что Зайчонок приготовил в подарок? - интересовался Лисенок.

- Вот завтра и узнаем! - ответил Медвежонок. И вот праздник начался...

Нарядная, веселая и счастливая Белочка встречала гостей. Волчонок, Лисенок и Медвежонок пришли к ней вместе и сразу задали мучивший их вопрос: - Какой подарок лучший?

- Мне все ваши подарки очень нравятся! Честно-пречестно! Ведь каждый из вас думал обо мне, старался угодить! Это очень приятно! - ответила друзьям Белочка.

- А что тебе больше пригодится? - настаивал практичный Лисенок.

- Картину я повешу в своей комнате, и буду любоваться зеленым лесом в любое время года! В эту нарядную копилку я буду складывать свои сбережения! А грибы - мое любимое лакомство, и корзинка очень легкая и удобная! Спасибо вам, ребята! - поблагодарила всех Белочка.

- А где же Зайчонок? - спросили друзья.

- Сейчас должен прийти. А вот и он стучится в дверь, - сказала Белочка и поспешила встретить гостя.

Зайчонок скромно стоял у порога, держа аккуратно сложенный лист бумаги.

- Это тебе, Белочка, моя поэма! - поздравил подружку Зайчонок.

Волчонок, Лисенок и Медвежонок собрались посмеяться над этим подарком, но их остановило необычное поведение именинницы. Белочка читала стихи шепотом, и глаза ее светились от счастья и благодарности.

- Чудесная, волшебная поэма! Ты молодец, Зайчонок! - восхищалась Белочка.

- Дорогие мои ребята, я очень благодарна всем вам за подарки, за внимание! Но я тоже для вас постаралась. Я приготовила игры и шутки, и вместе с мамой порадуем вас вкусными праздничными угощениями. Пора веселиться, друзья!!!

Праздник состоялся на славу! Все остались довольны и счастливы!

Заканчивая тему отношения детей к подаркам, можно поиграть в день рожденья, вспомнить правила этикета, правила поведения гостей и хозяев на празднике, устроить конкурс веселых и добрых гостей, внимательных хозяев.

Информация для родителей:

  • Слова, выделенные курсивом, не предназначены для чтения ребенку – это информация для взрослых;
  • Спросите у ребенка, как бы он назвал эту сказку (Подарки в день рождения);
  • Заканчивая тему отношения детей к подаркам, можно поиграть в день рожденья, вспомнить правила этикета, правила поведения гостей и хозяев на празднике, устроить конкурс веселых и добрых гостей, внимательных хозяев.