СКАЗКА 26

У Мышонка появилась привычка спорить со всеми по любому поводу. Все перемены он проводил в горячих спорах со своими друзьями.

- Мышонок, ты зачем со всеми споришь? - спросил его Зайчонок.

- Я не спорю, а веду дискуссию, - важно ответил Мышонок.

- Дискуссия - это немного другое, - улыбаясь, объяснил Учитель-Еж. Во-первых, каждый участник дискуссии уважает собеседника, дает ему возможность полностью высказаться.

- А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь, - вмешался Волчонок.

- Во-вторых, - продолжал Учитель, - в дискуссии необходимо предлагать факты, которые подтверждали бы твою точку зрения.

- Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а их мнения отрицаю! - уверенно заявил Мышонок.

- Мне наш Мышонок напоминает одного знакомого лесного гнома, - вспомнил Зайчонок.

- Какого еще гнома? - недовольно спросил Мышонок.

- Рядом с моим домом, в дупле старого дуба живут два гнома-близнеца, - начал свой рассказ Зайчонок.

Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с приветливым лицом и всегда приоткрытым ротиком.

Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты:

- Ух-ты! И такое бывает! - удивляется гном.

Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не похож. С маленьким ротиком и сощуренными глазками он большой любитель спорить и все отрицать. Его так и зовут Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает, и вряд ли существуют еще в мире какие-то загадки.

Когда Удивлялка делится своими впечатлениями с братом, то в ответ слышит:

- Подумаешь, я это давно знал!

Жители леса обходят стороной Отрицалку, очень трудно общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:

- Что же ты такую ерунду не знаешь? Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует.

Легко и свободно живется Удивлялке. Хоть он уже взрослый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений.

Трудно живется его брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей совсем нет.

- А я встречала его в лесу! - воскликнула Белочка. Он похож на сморщенный сушеный гриб!

- Да, - подтвердил Учитель. Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называет, а что они близнецы, поверить трудно, уж очень они разными стали. А тебе, Мышонок, это хороший пример, для того чтобы научиться общаться с друзьями.

- А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать? - смутился Мышонок.

- Дискутировать! Поупражняемся, все вместе! - обещал Учитель.

Информация для родителей:

  • Спросите у ребенка, как бы он назвал эту сказку;
  • Уточните у ребенка, чем дискуссия отличается от спора;
  • При случае, попробуйте подискутировать на доступную ребенку тему.

СКАЗКА 25

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Причиной разногласий было воспитание маленького Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточно взрослым, но папа-Лис и дедушка-Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не замечают, как вырастают их дети.

Так вот, дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:

  1. Во всем находить собственную выгоду.
  2. Уметь ловко обмануть.
  3. Уметь избежать неприятностей, "выйти сухим из воды".

Папа-Лис был противником такой хитрости. Он твердил, что это правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких. Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и историями.

Лисенок часто прислушивался к этим спорам и размышлял: "Кто же из них прав, дедушка или папа?" Что касается дедушки, то он действительно одиночка-Лис, его считали самым хитрым Лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту. У папы все по-другому. Обманывать, как дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что просто этого он не хочет делать, так как ложь всегда становится явью, то есть обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверяли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а больше всех, конечно, Лисенок. Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пытается использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит рассказывать своим друзьям.

- Может быть, соединить в себе хитрость и фантазию? - как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.

- И будешь Лисом-одиночкой! - протрещала в ответ Сорока.

- Как же мне быть? - спросил ее Лисенок. Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?

- Маленький Лисенок, - засмеялась Сорока, - выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торопись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к тебе.

- Я подумаю над этим завтра! - решил Лисенок, и стало ему легко оттого, что он перехитрил свою проблему, перенес ее на другой день. Но вот наступил этот день, а проблема осталась.

- Как же быть, что выбрать? - вновь задал себе вопрос Лисенок. В школе Лисенок был очень рассеянным. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка раньше никогда не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

- Что с тобой случилось, ты не заболел? - забеспокоился Учитель-Еж.

- Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, - почему-то вырвалось у Лисенка.

- Твой дедушка болен? - спросили ребята.

- Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, - продолжал придумывать Лисенок. И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи, а все ученики верили и сочувствовали Лисенку.

- Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой,  предложил Учитель. Твой дедушка сейчас особенно нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса. По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории, глубоко вздохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скрипел под ногами, было очень весело. Домой Лисенок вошел беззаботным.

- Почему ты так рано пришел? - спросил внука дедушка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

- Я?.. - растерялся Лисенок. Наш учитель заболел! прошептал он.

- Как, заболел? Что-то серьезное? - забеспокоился старый Лис.

- Да, наверное! - продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

- Плохо, очень плохо, - проворчал дедушка, - жаль мне Учителя-Ежа, пусть выздоравливает поскорее! Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей удачной выдумкой.

А тем временем в школе закончились уроки, и Учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку Учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте. Еж встал как вкопанный.Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал происходящее.

- Я рад, что вам уже лучше! - произнес наконец-то Учитель.

- А вам? - спросил удивленный дедушка. В этот момент Лисенок услышал голоса и с любопытством выглянул во двор. Но, сообразив, что произошло, решил не показывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на кровать.

- Сейчас что-то будет! - шептал Лисенок. Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да я сейчас проснусь, и все будет, как прежде, пытался успокоить он себя. Но это не был сон, а была самая настоящая реальность. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка, неприятные чувства поселились в душе. Как ты думаешь, что почувствовал Лисенок?

- Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? спрашивал сам себя Лисенок. Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:

 Да, что посеешь - то и пожнешь!

Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать. Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся.

Лисенок приподнял голову и увидел Учителя. Как ты думаешь, что сказал Лисенку Учитель?

- Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, - тихо произнес Учитель. Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутался, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить Учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор... Как ты думаешь, что ответил Лисенок Учителю?

 - Я буду стараться быть честным!!! - пообещал он Учителю.

- Я верю в тебя! - ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор, как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромного паука, липкую паутину и говорит правду.

Информация для родителей:

  • По ходу чтения сказки можно задавать детям вопросы, выделенные жирным шрифтом;
  • Спросите у ребенка, как бы он назвал эту сказку;
  • Информация для родителей: основная причина лжи ребенка в возрасте 6-7 лет – страх наказания (что будут кричать, ругать).