Тест 10 слов (Лурия А.Р.) 

Назначение теста

Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. 

Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция к тесту 

Вариант для детей: 


«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». 

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. 

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Обработка и интерпретация результатов теста

По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов. 

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти. 

 

Фамилия, имя, отчество ————————————— Дата ——— Возраст——————— 
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

 

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

1

 

 

 

 

   

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

   

 

 

   

 

 

 

 

4

   

 

 

 

 

 

 

 

 

5

   

 

 

   

 

   

 

Спустя час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя, отчество ————————————— Дата ——— Возраст——————— 
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

 

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

1

 

 

 

 

   

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

   

 

 

   

 

 

 

 

4

   

 

 

 

 

 

 

 

 

5

   

 

 

   

 

   

 

Спустя час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя, отчество ————————————— Дата ——— Возраст——————— 
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

 

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

1

 

 

 

 

   

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

   

 

 

   

 

 

 

 

4

   

 

 

 

 

 

 

 

 

5

   

 

 

   

 

   

 

Спустя час