Практическое занятие для родителей детей раннего возрастa" 

«Игры с песком и водой и их влияние на психоэмоциональное развитие

детей раннего возраста» 

Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители.

Материал для выставки:

Пособия: центр воды и песка, сачки, воронки, удочки, ситечки, венчики,  шумовки, деревянные ложки, половники, ложки для  перемешивания салата, лопатки, ведерки, грабельки.

Дидактический материал: рыбки, шарики, футляры от киндер сюрпризов, формочки для игры с песком, наборы мелких игрушек.

Природный и бросовый  материал: шишки, ракушки, камешки, орехи, пробки от пластиковых бутылок, деревянные палочки.

Цель:

  • повысить знания родителей о значении игр с водой и песком в  психоэмоциональном развитии  детей раннего возраста;
  • вовлечь их в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях;
  • обучить способами, приемами игр с водой и песком.

I часть

Выставка игровых пособий

Педагог-психолог демонстрирует пособия  и дает им характеристику: 

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием воды и песка. И это не случайно, ведь игра с водой и песком -  это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это  естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира.

Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка, познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния.

Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. А это очень важно для них, так  как многие  из них имеют проблемы с речью: кто-то мало говорит, кто-то плохо произносит звуки, кто-то вообще не говорит. Через игру развивается речь, рождается или усиливается чувство доверия, приятия, успешности.

В нашем ДОУ игры с водой и песком проводятся ежедневно, как с воспитателем, так и самостоятельно.

II часть

Теоретическая

Педагог-психолог расширяет представления родителей о значении игр с водой и песком в психоэмоциональном развитии  детей раннего возраста:

Игры с водой

Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. А разве пройдет малыш равнодушно мимо фонтана или лужи?! Вспомните свой отдых на море…

Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой.

Центр «Вода и песок» - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Ребенок еще плохо говорит и не может сказать о своих переживаниях и в этих играх устанавливаются доверительные отношения между воспитателем.

Игры с песком

Для детей песок – живое существо, общение с которым им необходимо. Что происходит, когда пальцы малыша касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.

Психологи утверждают, что игры с песком для детей очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются  средством  коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов.

А еще это -  просто, естественно, доступно и приятно!

Для игр с водой в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу.

Пособия необходимые для игр с водой:

Можно использовать не только «Центр воды», а также – тазики, большие пластмассовые банки с разными  по ширине отверстиями, ведерки.

Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т.д.

Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное -  проявлять  творчество!

Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой:

  • играть дружно, не мешая другим;
  • не отбирать игрушки;
  • аккуратно стряхивать водичку с сачка, чтобы она не лилась на пол;
  • учить бережно относиться к воде;
  • не выливать воду на детей и пол.

Игры с водой можно разделить на две группы: контактные и игры с предметами – орудиями.

Контактные игры  с водой это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу.  Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой.

Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в  адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем.

Например, игры:  « Здравствуй, водичка!»;  «Теплая  - холодная»; « Пена»;  «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря»  и т.д.

Игры с предметами-орудиями -  это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т.д.

Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития.

Например, игры:  «Ловись, рыбка!»; «Вылови шарик сачком»;  «Мельница»;  «Перелей ложкой»  и т.д.

Для игр с песком  также нужны фартуки из клеенки; мягкие, хорошо впитывающие влагу, небольшие полотенца, метелочка с совочком.

Пособия необходимые для игр с песком:

Для игр с песком используется «Центр песка», который теперь можно приобрести в магазине. Но если такового у вас не нашлось, то можно приспособить любой таз.

Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки, лейки и т.д.

Перечень пособий  комплектуется  по усмотрению педагога.

Обязательно знакомим детей с правилами поведения во время игр в группе с  песком:

  • нельзя выбрасывать песок из песочницы;
  • нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
  • надо бережно обращаться с песком;
  • после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

Игры с песком можно разделить на две группы: игры с сухим песком и игры с мокрым песком.

Игры, разогревающие   упражнения с сухим песком: 

Это  игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Такие игры целесообразно проводить с детьми в адаптационный период – они захватывают малыша, отвлекают от слез. Не надо бояться, что ребенок испачкает все вокруг, ведь главное – это его  эмоциональное благополучие.

Например, игры: « Найди игрушку»;  « Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; « Игра с природным материалом» и т.д.

Упражнения  «Здравствуй, песочек!»;  «Сделаем себе массаж»;  « Погладим песочек»  и т.д.

Игры с мокрым песком:

Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии.

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления.

Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами.

Например, игры:  «Забьем колышек»; «Украсим горку»; «Испечем кулич»;

«Норка для мышки» и т. д.

III часть

Практическая

Педагог-психолог предлагает родителям побыть в роли детей: поиграть  с песком, с водой в контактные игры.

Родители подходят к Центру песка, трогают песок руками, говорят о своих ощущениях, воспитатель предлагает выполнить несколько разогревающих упражнений.

Затем родители подходят к Центру воды, трогают воду, ощущают ее тепло, делают произвольные движения руками.

После игр родители делятся  впечатления.

IV  часть

Заключительная

Педагог-психолог подводит итоги: Вы узнали, почему для ребенка раннего возраста важны игры с песком и водой, каким образом они проводятся в детском  саду.

Игры с водой и песком Вы можете применять дома.