ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНО НАПРЯЖЕНИЯ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

 Актуальность

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в котором особое внимание уделяется  сохранению и укреплению здоровья детей.

Это находит отражение работе педагога-психолога, которая направлена на содействие в создании условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармонического развития их личности в соответствии с ФГОС.

Работа педагога-психолога в условиях ДОУ направлена на решение следующих задач:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.

Однако при поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. 

Длительное пребывание  в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития. Поэтому работе по профилактике психоэмоционального напряжения в ДОУ уделяется особое внимание.

Теоретическое обоснование

Для понимания сущности данного вопроса необходимо рассмотреть теоретические основы технологии.

Под «психоэмоциональным напряжением» мы понимаем негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями.

Напряжение также определяется как психическое состояние, обусловленное ожиданием неблагоприятных для субъекта событий, сопровождаемых ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха.

При поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение мы можем наблюдать следующие реакции, свидетельствующие о психоэмоциональном напряжении:

  • Частое проявление отрицательных эмоций (обидчивость, плаксивость, хныканье, капризы);
  • Немотивированные приступы гнева;
  • Высокий индекс возрастных страхов или появление страхов, не свойственных данному возрасту;
  • Неуверенность в себе, жажда похвалы, ласки;
  • Трудности засыпания и беспокойный сон;
  • Упрямство (исключая возрастную особенность);
  • Наличие вредных привычек у ребёнка (сосание пальца, накручивание локона волос, грызение ногтей, качание головой, привычка ёрзать на месте и другие ритмичные повторяющиеся движения);
  • Нарушение аппетита (в любую сторону);
  • Пониженная коммуникабельность ребёнка (стремление к уединению, отказ от общения);
  • Повышенная конфликтность;
  • Изменение двигательной активности (в любую сторону);
  • Игра половыми органами;
  • Изменение массы тела (в любую сторону);
  • Недержание мочи;
  • Усталость после незначительной нагрузки;

Во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении позитивное психическое состояние детей может нарушаться по следующим причинам:

  1. Рядом (зачастую впервые) нет родителей;
  2. Ребенок находится в новой, непривычной обстановке;
  3. Дошкольнику необходимо устанавливать контакт с другими детьми или воспитателями детского сада.

Перед малышом возникает задача социально-психологической адаптации. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской.

Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс.

Длительное пребывание в состоянии психоэмоционального напряжения может привести к стрессу.

Стресс определяют как интегральный ответ организма и личности на экстремальные воздействия или повышенную нагрузку.

Переживания детей и последствия психоэмоционального напряжения описаны многими авторами: Ю.А. Александровским, Ф.Б. Березиным, Ф.Е. Василюк, Е.Н. Игнатовой, Л.В. Куликовым и др. Изучение их работ позволяет  дифференцировать признаки психоэмоционального напряжения детей и выявлять его источники.

Поступающий в ДОУ ребенок испытывает два рода стрессов. 

Первый – это стресс иммунологический. Проще говоря, на него сразу начинают чихать и кашлять столько детей, сколько имеется в группе. До этого иммунная система никогда не сталкивалась с таким разнообразием микробов и совершенно не умеет им противостоять. Если иммунная система ребенка не слишком сильна, то ей требуется некоторое время, чтобы приспособиться к данной ситуации. Именно поэтому большая часть детей, впервые попавших в ясли, начинает регулярно болеть простудными заболеваниями. В норме приблизительно через полгода ситуация выравнивается: иммунная система приспособилась к имеющимся антигенам. Если ребенка после первой-второй болезни забрали из сада, а на следующий год отдали снова, - все повторяется сначала. 

Второй стресс – это стресс социальный. Ребенок, который в семье привык быть центром внимания, объектом заботы взрослых людей, вдруг оказывается в ситуации, где с его желаниями не очень-то склонны считаться, где все подчиняется определенному режиму, а другие ребятишки имеют точно такие же права, что и он сам. Если в семье, где растет ребенок, есть другие дети, его братья и сестры, то все это происходит почти безболезненно. Но если ребенок единственный, то он сталкивается с серьезными проблемами. Кроме того, только « в обществе» можно построить систему социальных ролей. Кто я – лидер или ведомый? Что делать, если эта девочка меня оскорбила, отобрала любимую игрушку? Как привлечь внимание других детей и взрослого? Как, наоборот, остаться одному, сделать так, чтобы не приставали? Все эти вопросы решаются только в практике ежедневной социальной жизни и никак иначе. 

Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль, или портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает следующие показатели.

  1. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент ЭП, встречающийся в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организованному коллективу. Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит, как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить.. И вдруг, вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая "белку в колесе". Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны. В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
  2. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд ли удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз, во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что Вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.

Малыш боится, что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.. Малыш боится.. Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.

III. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.

  1. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у Вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
  2. Социальные контакты. Уже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности" приходит "компромиссная контактность", означающая то, что Ваш ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру.. пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих неумеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Она назойливы, невыносимы и "жалят" посильнее роя пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

Как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

  1. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. "Почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется или в конце концов Вы все-таки "разбудите" его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

VII. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь.

Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

VIII. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

  1. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
  2. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон, навряд ли, можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизор, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
  3. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже Ваш малыш впадает вдруг в другую крайность и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Необходимо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об "адаптационных свечах". Такие "свечи" лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.

В среднем адаптационный период занимает 3 месяца. Для успешной адаптации необходимо взаимодействие всех специалистов детского сада и родителей. И ведущую роль в таком взаимодействии играет психолог.

Практическое владение

Работа по реализации технологии профилактики психоэмоционально напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях МДОУ № 28 «Аистенок» ведется по следующим направлениям:

  • с родителями детей, поступающих в ДОУ

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду имеет огромное значение.

При первой встрече с целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения условий жизни ребенка, родителям рассказывается о режиме дня в ДОУ, рекомендуется начать организовать такой же режим и дома.

Для знакомства с привычками, особенностями и потребностями детей родителям предлагается заполнить анкету «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» (приложение 1-1), предлагаются памятки «Как подготовить ребенка к детскому саду» (приложение 1-2), «Наличие у детй навыков, облегчающих адаптационный период в ДОУ» (приложение 1-3) в родительские уголки вывешиваются консультации «Как помочь ребенку в период адаптации к ДОУ» (приложение 1-4) и др.

На родительских собраниях предоставляется информация о том, какие навыки самообслуживания и общения у ребенка могут быть сформированы по возрасту, а также даются рекомендации для успешной адаптации детей.

В теплое время года родители приглашаются на практическое занятие «Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста» (приложение 1-5), в рамках  которого они могут «окунуться в детство», расширить свои представления о возможностях совместной деятельности с ребенком с условиях песочницы, роли песка и воды в развитии детей дошкольного возраста.

  • с педагогами

Взаимодействие с педагогами включает использование таких форм, как консультации (в ч. с. элементами тренинга), памятки, рекомендации.

Каждый педагог ДОУ, работающий с детьми раннего возраста, участвует в семинаре-практикуме «Организация игровой деятельности в период адаптации к ДОУ» (приложение 2-1) и переживает всю гамму чувств, испытываемую ребенком, впервые попадающим в детский сад.

В помощь воспитателям создана консультация с элементами тренинга  «Особенности адаптации ребенка к ДОУ» (приложение 2-2), а также картотеки игр для налаживания контакта (приложение 2-3), жестовых игр (приложение 2-4), хороводных игр (приложение  2-5), подвижных игр (приложение 2-6), пальчиковых игр (приложение 2-7).

  • С детьми

Основная работа по профилактике дезадаптации к условиях ДОУ проводится с детьми 2-3 лет, посещающих группу кратковременного пребывания. Занятия проводятся в течение года, 2 раза в неделю. Ее отельные элементы используются на прогулках,  а так как прогулочные площадки младших групп расположены рядом, все дети с удовольствием присоединяются к подвижным или жестовым играм.

В качестве основы данных занятий выступило пособие А. С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».  В структуру занятий также включаются игровые упражнения Д. Н. Колдиной, музыкальные произведения Е. С. Железновой.

Данные занятия способствуют снижению эмоционального и мышечного напряжения, дают возможность получить положительные эмоции, способствуют развитию коммуникативных навыков.

Все занятия проходят в игровой форме и осуществляются на основе некоторых принципов.

Основные принципы организации и проведения занятий:

  • Добровольность участия в игре или упражнении. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта ожидать не стоит.
  • Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.
  • Игры должны многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
  • Все занятия начинаются с взаимодействия с перчаточной куклой-медвежонком. Медвежонок выступает в качестве проводника в новый для деток мир – мир детского сада.
  • После приветствия организуется фронтальная жестовая игра с речевым сопровождением, создающая положительный эмоциональный настрой и позволяющая каждому малышу включится в нее в тот момент, когда он будет готов.

Все занятия начинаются со знакомства с перчаточной куклой – медвежонком. Именно он выступает в качестве проводника в новый для детей мир – мир детского сада.

Сплочению коллектива и развитию коммуникативных навыков способствуют хороводные игры.

Особо любимы детьми раннего возраста игры-догонялки, в ходе которых можно покричать, повизжать, пошуметь, обеспечив тем самым эмоциональную разрядку. Однако не все дети хотят принимать участие в данных играх и к этому необходимо отнестись с пониманием.

 Снижение мышечного напряжения обеспечивает и игра с мягкими модулями. Малыши достаточно продолжительное время готовы ползать и качаться в огромной трубе, скакать на лошадке или ехать на автомобиле, бить в барабаны и зачастую и просто «падать», заряжая друг друга своим действием и смехом.

Двигательную активность малыша помогают реализовать игры в сухом бассейне. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям возможность почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мною используются игры, предложенные Л. Б. Баряевой в пособии «Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений». Данные игры представлены в одноименной картотеке (приложение 7).

Затормаживают отрицательные эмоции малышей монотонные движения руками: нанизывание колец пирамидки, собирание бус, конструирование, взаимодействие с мягкими игрушками-пищалками

Получить положительные эмоции, установить добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком помогает использование театрализованных и пальчиковых игр, а также потешек.  Если ребенок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено.

Не менее привлекательным и эффективным является использование сухого бассейна, в состав которого входит природный материал – крупы, горох и даже каштаны. У меня он достаточно большой по объему, что позволяет обеспечить доступ к «богатствам» одновременно небольшой группе детей. Малыши готовы часами играть с бассейном: прятать и искать фигурки, перебирать и пересыпать содержимое. В осенний период, они, в основном, ищут желуди и листики, зимой собирают в баночки корм для птичек, одновременно развивается и мелкая моторика.

Каждое занятие завершается релаксацией. Звучит спокойная музыка и дети наблюдают  за танцем звездочек или игрой ветерка.

Перечисленные игры используются как во время занятий с детьми, так  и на протяжении всего дня пребывания в детском саду.

Трансляция собственного опыта

Познакомится с информацией, необходимой для подготовки ребенка к посещению детского сада, можно и не выходя из дома.

Для этого родители могут:

Интерес для педагогов может представлять памятка «Организация педагогического процесса в период адаптации» http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/buklety-i-pamyatki/37-buklety-i-pamyatki, а также игры физкультминутки, жестовые и хороводные игры для малышей  http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/kartoteki-igr-i-uprazhnenij/157-zhestovye-igry-i-fizkultminutki-dlya-detej-2-3-let, http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/kartoteki-igr-i-uprazhnenij/38-khorovodnye-igry-dlya-malyshej

Опытом применения данной технологии, представленной на моей сайте, делюсь и с коллегами:

Теме адаптации дошкольника к условиям ДОУ было посвящено одно  из ГМО в 2016 году. Мною рассматривался вопрос профилактики психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

Заключение

Применение данной технологии в условиях МДОУ № 28 «Аистенок» позволяет дошкольникам успешно интегрироваться в новую среду, обрести друзей, разучить новые стихотворения и песенки, получать положительные эмоции только оказавшись на пороге группы.

Ведение «Листа адаптации» (приложение 8) на каждого ребенка и учет посещаемости занятий позволяет проследить прямую зависимость благополучной адаптации от проводимых мероприятий, что находит отражение в ежегодных отчетах (приложение 9-1, 9-2, 9-3).