ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ "СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД" № 5/2016 Г.

 ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

«НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЛИ»

В последние 5–10 лет, согласно наблюдениям, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Из-за большой занятости на работе родители меньше говорят с ними. Дети больше смотрят телевизор, они в меньшей степени делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей. Исходя из этого, разработана программа «Наши пальчики играли», направленная на активизацию овладения ребенком произносительной стороной речи.

Задачи программы «Наши пальчики играли»:

  • развивать согласованность движений обеих рук;
  • развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
  • формировать зрительно-двигательную координацию;
  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • развивать общую моторику, координацию движений;
  • активизация активных и пассивных движений пальцев рук;
  • развивать сгибательные и разгибательные движения кистей рук;
  • формировать контроль за мышечными ощущениями;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать мышление и воображение;
  • формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Программа включает 36 занятий (таблица).

Таблица

Содержание программы «Наши пальчики играли»

Номер занятия

Развитие общей моторики

Самомассаж рук

Пальчиковая игра

Игры с предметами и материалами

Продуктивная деятельность

СЕНТЯБРЬ

1

Игра «С добрым утром!»

Самомассаж ладоней «Дождик»

«Дождик»

Игра с прищепками «Дождик»

Пальчиковое рисование «Дождик»

2

Самомассаж ладоней «Дождик»

«Дождик»

Знакомство с сухим бассейном (природный материал)

Поделка «Тучка» (ватные шарики)

3

Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

«Тук-тук-тук»

Игра «Листочек, лети!» (дыхание)

Рисование ладошками «Осенний листочек»

4

Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

«Тук-тук-тук»

Игра «Грибочки в ряд»

Лепка «Мухомор»

ОКТЯБРЬ

5

Жестовая игра «Наши ручки отмываем»

Растирание «Мыло»

«Ладошки»

Знакомство с кинестетическим песком

Пальчиковое рисование «Дерево осенью»

6

Растирание «Мыло»

«Ладошки»

Игра с прищепками «Дерево осенью»

Поделка «Осеннее дерево» (салфетки)

7

Растирание «Ай тари, тари, тари»

«Прятки»

Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок)

Рисование ладошками «Осенний лес» (коллективное)

8

Растирание «Ай тари, тари, тари»

«Прятки»

Игра «Прятки» (дары осени, кинестетический песок)

Лепка «Дерево осенью»

НОЯБРЬ

9

Жестовая игра «Давайте вместе с нами!»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

«Ежик-ежик колкий»

Шнуровка «Ежик с яблоками и грибами»

Пальчиковое рисование «Ежик»

10

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

«Ежик-ежик колкий»

Игра с прищепками «Ежик»

Поделка «Ежик» (макароны)

11

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

«Птички»

Игра «Накорми птичку» (семена тыквы, сухой бассейн)

Рисование ладошками «Птичка»

12

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

«Птички»

Игра «Накорми птичку» (семена фасоли, сухой бассейн)

Лепка «Зернышки для птички»

ДЕКАБРЬ

13

Жестовая игра «Где же наши ручки»

Растирание «Ручки греем»

«Серенький зайка»

Игра «Бумажные снежки»

Пальчиковое рисование «Снегопад»

14

Растирание «Ручки греем»

«Серенький зайка»

Игра «Снежки» (кинестетический песок)

Поделка «Снеговик» (ватные диски)

15

Растирание «Праздник елки»

«Маленькая елка»

Игра «Наряди елку»

Рисование ладошками «Елка»

16

Растирание «Праздник елки»

«Маленькая елка»

Игра с прищепками «Иголки для елки»

Лепка «Такая красивая елка»

ЯНВАРЬ

17

Жестовая игра «Это я»

Растирание «Раскатаем колобок»

«Маленький Егорка»

Шнуровка «Наряди елку»

Пальчиковое рисование «Елка»

18

Растирание «Раскатаем колобок»

«Маленький Егорка»

Игра «Волшебный мешочек»

Поделка «Варежка»

19

Поглаживание «Сорока»

«Снеговик»

Игра «Что спряталось в комочке»

Рисование ладошками «Зимний лес» (коллективное)

20

Поглаживание «Сорока»

«Снеговик»

Игра «Снегопад»

Лепка «Снегопад»

ФЕВРАЛЬ

21

Жестовая игра «Самолеты»

Растирание «Пила»

«Молоточки»

Игра «Накорми птичку» (семена гороха, сухой бассейн)

Пальчиковое рисование «Гроздья рябины»

22

Растирание «Пила»

«Молоточки»

Игра «Самолетик, лети!» (дыхание)

Поделка «Ракета»

23

Растирание «Строим дом»

«Сложи фигуру: стул»

Игра «Рыбалка»

Рисование ладошками «Кораблик»

24

Растирание «Строим дом»

«Сложи фигуру: стул»

Игра «Волчок»

Лепка «Звезда на погоны»

МАРТ

25

Жестовая игра «У меня, у тебя»

Растирание «Добываем мы огонь»

«Выгладим платочки для мамы и дочки»

Игра «Бусы»

Пальчиковое рисование «Бусы для мамы»

26

Растирание «Добываем мы огонь»

«Выгладим платочки для мамы и дочки»

Игра «Вытяни ленточку»

Поделка «Мимоза» (салфетки)

27

Поглаживание «Мурка»

«Я пеку»

Шнуровка «Цветок»

Рисование ладошками «Цветы для мамы»

28

Поглаживание «Мурка»

«Я пеку»

Игра «Я пеку» (кинестетический песок)

Лепка из соленого теста «Блины и пироги»

АПРЕЛЬ

29

Жестовая игра «Вот мы в автобусе сидим»

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

«Сложи фигуру: лодка»

Игра «Пришей пуговицу»

Пальчиковое рисование «Солнышко»

30

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

«Сложи фигуру: лодка»

Игра «Сюрприз»

Поделка «Божья коровка» (скорлупа грецкого ореха)

31

Растирание «Мы точили карандаш»

Упражнение «Плыви, кораблик»

Игра «Плыви, кораблик!» (дыхание)

Рисование ладошками «Жираф»

32

Растирание «Мы точили карандаш»

Упражнение «Плыви, кораблик»

Игра с прищепками «Солнышко»

Лепка «Солнышко» (размазывание)

МАЙ

33

Жестовая игра «Тук-тук туки тук»

Поглаживание «Солнышко»

«Птенчики в гнезде»

Игра «Пуговицы»

Рисование пальчиками «Цветы»

34

Поглаживание «Солнышко»

«Птенчики в гнезде»

Игра «Следы» (кинестетический песок)

Поделка «Стрекоза»

35

Поглаживание «Улитка»

«Жук»

Упражнение «Лети, бабочка»

Рисование ладошками «Бабочка»

36

Поглаживание «Улитка»

«Жук»

Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн)

Лепка «Гусеница»

 

Основные этапы занятия:

  1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).
    2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).
    3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).
    4. Игры с различными предметами и материалами.
    5. Продуктивная деятельность.

Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май. Продолжительность: 15–20 мин. Количество детей в группе: 3–4.

Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.

Через 6 месяцев появляется заметный результат — большинство детей овладевает активной формой речи; у воспитанников, имеющих задержку речевого развития органического генеза, появляются слоги, слова.

Игры и упражнения программы

Каждое упражнение, каждая игра программы — это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Некоторые виды игр и упражнений представлены в приложении.

Пальчиковые (жестовые) игры и упражнения с параллельным разучиванием стихотворных текстов стимулируют развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игровой самомассаж кистей рук — эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса; стимуляции тактильных ощущений; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук, а также совершенствованию психических функций (внимания, памяти), зрительно-моторной координации, развитию творческой сферы детей.

Продуктивная деятельность закрепляет эффект от проведенных игр и упражнений, направлена на получение положительных эмоций и сенсорное развитие.

При организации и проведении игр используются следующие приемы:

  1. Педагог сначала сам показывает игру ребенку.
    2. Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
    3. Педагог и ребенок выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
    4. Ребенок выполняет движения, если необходимо — с помощью педагога, который произносит текст.
    5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, педагог — подсказывает и помогает.

Приложение

Примеры игр, упражнений, самомассажа, продуктивной деятельности

ИГРА «У ТЕБЯ, У МЕНЯ»

Цели: развитие общей моторики, создание положительного эмоционального фона. Звучит композиция «У меня, у тебя звонкие ладошки». Психолог и дети выполняют движения согласно тексту песни…

У меня, у тебя звонкие ладошки

Показываем ладошки

У меня, у тебя как пружинки ножки

«Пружиним» ножки

Мы с тобой, мы с тобой шлеп-шлеп, шлеп-шлеп

Хлопаем в ладоши

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок

Прыгаем

У меня, у тебя глазки, словно пуговки

Показываем пальчиками глазки

У меня, у тебя губки, словно клюковки

Показываем пальчиками губки

Мы с тобой глазками хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Закрываем и открываем глазки

Мы с тобой губками чмок-чмок, чмок-чмок

Делаем «чмоки»

У меня, у тебя чудо-локоточки

Показываем локотки

У меня, у тебя острые носочки

«Пружиним» ножки

Мы с тобой, мы с тобой хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Хлопаем в ладоши

Мы с тобой, мы с тобой прыг-скок, прыг-скок

Прыгаем

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ «ДОЖДИК»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Кто там топает по крыше?
(Постукиваем пальцами одной руки по ладони другой.)

Кап-кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап-кап.
Может, дождик подковали?
Кап-кап-кап-кап.

РАСТИРАНИЕ «РУЧКИ ГРЕЕМ»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения. Дети повторяют. Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ (ПОГЛАЖИВАНИЕ) «МУРКА»

Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Психолог проговаривает текст, показывая соответствующие движения — гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины средними и концевыми фалангами. Дети повторяют. Данное упражнение можно выполнять на обеих руках.

Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка — кошка.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ДОЖДИК»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Дож-дик, дож-дик, по-ли-вай

На каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучим по столу, изображая дождь

Будет хлеба каравай

Указательным пальцем правой руки загибаем большой палец на левой руке

Будут булки, будут сушки, будут пряники, ватрушки

Перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибаем остальные пальчики на левой руке

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров.

Серенький зайка
(пальчики в кулачок, из указательного и среднего делаем »ушки», шевелим ими)

По лесочку прыг-прыг,
подпрыгиваем» кистью руки),

Ушками дрыг-дрыг,
(пальцы-«ушки» сгибаем и разгибаем),

По снежочку тык-тык.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Я ПЕКУ»

Цели: улучшение работоспособности коры головного мозга, активизация речевых центров. Данную игру психолог сначала показывает сам, затем декламирует стишок, предлагая детям повторить за ним. При необходимости ребенок выполняет движения с помощью взрослого. Игра проводится 2–3 раза.

Я пеку, пеку, пеку
(показываем соответствующие движения)

Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
катаем» между ладошками круглый предмет)

Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка
(протягиваем ладошки вперед, «предлагаем»)

Вкусные два пряничка.
А ребяток позову,
(машем кистями рук по направлению к себе)

Пирожками угощу.

ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ «ДОЖДИК»

Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация речевых центров. Психолог показывает детям тучку, вырезанную из картона синего цвета, и предлагает «сделать» дождик. Для этого прищепки необходимо прикрепить к тучке. Можно сопровождать игру тематическим стихотворением:

Капай, дождик, веселей.
Нам цветочек ты полей!

Современные дети нуждаются в предварительном обучении, у них не сразу получается понять принцип действия прищепки, закрепить ее. Так как занятия проводятся в группе из 3–4 воспитанников, каждому ребенку удается освоить данный навык.

ИГРА «БУМАЖНЫЕ СНЕЖКИ»

Цели: обогащение сенсорного опыта детей, активизация мышечного тонуса. Психолог предлагает детям «слепить» снежки из бумаги белого цвета (отлично подходит бумага из обувных коробок типа папиросной). Эту бумагу сначала нужно немного помять, затем «слепить» снежок. Можно устроить веселый «снежный бой».

ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ «ДОЖДИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог раздает детям листы бумаги с нарисованной тучкой и предлагает нарисовать дождик. Сначала малыши уточняют, каким пальчиком, какого цвета краской и т. д. можно это сделать, затем смотрят, как выполняет рисунок психолог. Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией для релаксации «Звуки природы. Дождь».

ПОДЕЛКА «СНЕГОВИК»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает детям сделать снеговика из ватных дисков. Малыши прикрепляют их на клей, лепят нос и глазки. Рисование сопровождается музыкой, например композицией «Знает каждый снеговик».

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»

Цели: получение положительных эмоций, сенсорное развитие. Психолог предлагает малышам заранее нарисованные заготовки (стебель и листья тюльпана) и образец. Кистью с жесткой щетинкой он наносит краски на детскую ладошку, помогает сделать отпечаток-«цветочек». Рисование сопровождается спокойной музыкой, например композицией «Мама — первое слово».

 ВНИМАНИЕ! ВСЕ ПРАВА НА ПРОГРАММУ (ПОМИМО АВТОРА)  ПРИНАДЛЕЖАТ ИЗДАТЕЛЬСТВУ ЗАО "МЦФЭР". ПЕРЕПЕЧАТКА МАТЕРИАЛА ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ РЕДАКЦИИ.