ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

·        Интеллектуальная готовность

·        Личностная готовность

·        Социально-психологическая готовность

·        Эмоционально-волевая готовность 

В основе интеллектуальной готовности находится уровень развития психических процессов, а именно:

Дифференцированное восприятие (слуховое и зрительное).Может представляет некоторые сложности, особенно если ребенок должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

Устойчивое внимание (слуховое и зрительное), переключением которого ребенок часто может управлять произвольно. Устойчивость увеличивается до 25 минут, объем составляет 7-8 предметов

Сформированность мыслительных операций (классификация, группировка, обобщение, исключение), умение устанавливать причинно-следственные связи. Мышление наглядно-образное, формируются  элементы словесно-логического (умение оперировать словами, понимать логику рассуждений)

Произвольная память (слуховая и зрительная) включает в себя целенаправленное наблюдение. Можно целенаправленно обучать детей приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Воображение в основном  воссоздающее, формируются элементы творческого, благодаря которому создаются принципиально новые образы

Развитая сенсомоторная координация и тонкие движения руки. Ребенка необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве.

Хорошо развита диалогическая речь, некоторые виды монологической. Продолжает развиваться ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь.

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Личностная готовность включает в себя:

·        Принятие новой социальной позиции (школьника): ребенку становится скучно заниматься тем, что он делал раньше (в основном играл)

·        Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе: важно наличие именно учебного мотива (это процесс, результат которого не всегда бывает положительным)

·        Развитие желания ходить в школу: ребенок выбивается из режима ДОУ, тяготиться обществом младших дошкольников

·        Объективность самооценки: однако ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение

·        Потеря «детскости», непосредственности (завершение кризиса 7 лет): ребенок начинает обобщать, осмысливать переживания, соответственно меняется его поведение, в частности исчезает непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям

Следующий компонент психологической готовности к школе – социально-психологическая готовность, а именно:

·        Гибкое владение способами установления взаимоотношений: умение вступать в контакт, быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми

·        Умение подчиняться правилам и нормам: умение осознанно подчиняться правилу,  присутствие критичности к нарушенному поведению

·        Умение действовать совместно, согласовывать свои действия: при организации совместных игр ребенок использует договор, умеет учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы. 

Эмоционально-волевая готовность включает в себя:

·        Развитие эмоционального предвосхищения (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности)

·        Умение ограничивать эмоциональные порывы

·        Умение систематически выполнять задания: умение внимательно слушать и слышать говорящего, воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме или  на основе зрительного восприятия образца