КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ПЛАЧУЩИМИ ДЕТЬМИ

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Осенью педагоги сталкиваются с проблемой адаптации детей к детскому саду. Малыши плачут, склонны к демонстративному поведению, непослушанию, истерике. Яркие эмоции быстро передаются другим детям. Родителей тревожит нестабильное эмоциональное состояние, плохое настроение, ухудшение самочувствия ребенка, нежелание посещать детский сад, плач при расставании. Воспитателям приходится работать в сложных психоэмоциональных условиях.

К сожалению, воспитателю вряд ли удастся полностью избежать эмоциональных срывов и плача детей, который переходит в рев и даже в истерику. Плач одного ребенка передается другим, так как детская психика подвижна, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, нет навыков саморегуляции. Плачущего ребенка нужно срочно утешить, купировать отрицательные эмоции.

В этом могут помочь следующие рекомендации:

Сохраняйте спокойствие: Не раздражайтесь и не паникуйте при виде плачущих детей, не нервничайте. Улыбайтесь, постарайтесь заразить их хорошим настроением.

Дайте  важное поручение: Напомните малышу о каком-нибудь «важном деле» или поручении, о котором договаривались раньше. Скажите, что его нужно срочно выполнить. Например, предложите полить недавно распустившуюся лилию в зимнем саду или помочь вам подготовить сюрприз для других ребят.

Предложите игру: Чтобы переключить внимание детей, проводите игры и игровые упражнения. Игра должна быть интересной, яркой, простой, с легким началом. Примеры смотрите в памятке.

Не замечайте «капризулю»: Если плач ребенка усиливается, когда взрослые уделяют ему внимание, попробуйте сделать вид, что не замечаете капризного настроения. Постепенно переключите его внимание на совместную деятельность с другими детьми.

Подключайте сознание к эмоциям плачущего ребенка: Например, попросите его плакать тише, потому что у какой-либо игрушки может разболеться голова или Вы не слышите, какую песенку поет птичка за окном. Даже минутное раздумье по поводу вашего предложения поможет ему успокоиться. Громко и четко объявите о предстоящем интересном мероприятии в детском саду. Объявление должно быть важным для всех детей. Например, о том, что после завтрака в группу придут гости и до их прихода нужно успеть убрать все игрушки в игровом уголке.

Проявляйте сочувствие к эмоциям плачущего ребенка до смешного:  Проговаривайте удивительные и нелепые для ребенка слова утешения, например: «Какой же ты несчастный… плачешь, наверное, потому что хочешь спать… или потому что не хочешь идти на прогулку… или из-за того, что у тебя дома совсем нет игрушек…».

Рассмешите ребенка: Юмор и шутки помогут ему расслабиться и погасят отрицательные эмоции.

Разрешите приносить в группу любимую игрушку из дома: Знакомый предмет поможет детям, которые часто плачут, удерживать эмоциональное равновесие при дополнительной поддержке воспитателя.

Попросите педагога-психолога или няню побыть с плачущим ребенком вне групповой комнаты: Пусть прогуляются по холлу детского сада, посидят в зимнем саду, побеседуют в кабинете психологической разгрузки. Это поможет успокоить ребенка и нормализовать эмоциональный фон остальных детей в группе.

Обеспечьте тактильный контакт: Если родители не против, посадите ребенка на колени, возьмите за руку, погладьте по голове. Внимание взрослого и тактильный контакт помогут ему почувствовать себя защищенным.

А данные простые правила  помогут решить проблему с плачем до того, как она возникла. Важно отслеживать, чтобы отрицательные эмоции не успели заразить большую часть детей.

Попросите родителей помочь вам. Родители нередко становятся причиной плохого настроения малышей и провоцируют их на плач, особенно утром при расставании. Объясните родителям, что настроение, с которым ребенок приходит в детский сад, воздействует на психологическое здоровье – его собственное и других детей. Попросите помочь вам и расскажите, как правильно готовить детей к приходу в детский сад.

Создавайте эмоциональные островки. Организуйте в групповой комнате разрозненные игровые и развивающие зоны – островки. Увлеките детей совместной деятельностью в микрогруппах. Так вы сможете быстро погасить негативные эмоции, которые возникли в одной из микрогрупп, занять расстроенных детей чем-то интересным и не привлечь внимания остальных. 

Используйте музыкотерапию. Спокойная, негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку.

Устраивайте сюрпризы. Переключите внимание при помощи «волшебного сундучка» с предметами по возрасту, которые должны вызывать у детей неподдельный интерес. Это могут быть сказочные предметы, звучащие и шумящие игрушки, яркие арт-объекты. Обновляйте содержимое «волшебного сундучка», чтобы дети всякий раз хотели его увидеть. Обыгрывайте «находки», демонстрируйте собственный интерес и восторг. 

Проявляйте артистизм. Отвлечь внимание плачущего ребенка поможет умение быстро перевоплотиться в сказочного героя. Для этого держите под рукой атрибуты: головной убор, элементы одежды, очки или колпак волшебника, накладной нос, парик и т. п. Важно, чтобы сказочный герой ассоциировался у детей с радостью, добром, вызывал доверие, был им интересен. Создавайте образ с помощью мимики, пластики, голоса. Это привлечет внимание детей и поможет вам контролировать ситуацию, направить ее в продуктивное русло: организовать игру, совместную деятельность, развлечение. 

Пойте и танцуйте вместе с детьми. Поющему воспитателю легче скорректировать эмоциональный фон в группе. Если вы обладаете музыкальным слухом и голосом, владеете репертуаром для детей, то в критических ситуациях сможете завладеть их вниманием. Просто запойте знакомую им песню и стимулируйте их запеть вместе с вами или танцевать под ваше пение.

Выработайте у детей положительные ассоциации с детским садом. Приучайте их к мысли, что каждый день несет какое-то интересное событие в детском саду. Перед расставанием анонсируйте новую программу на следующий день. Например, дети с нетерпением будут ждать встречи с любимым сказочным персонажем, театрализованного представления или игры-соревнования.

Используйте прием «В дружном коллективе каждому рады». Создайте традицию радостно приветствовать утром каждого приходящего ребенка. Форма приветствия может повторяться в неизменном виде или быть разной. Например, у каждого ребенка есть наиболее приятный для него вариант имени (Света, Светлана, Светочка, Вета). Именно его и следует использовать во время приветствия. Пришедшего можно приветствовать хором или персонально, но каждый уже находящийся в группе ребенок должен встретить его тепло и радостно.

Персонализируйте пространство. Помогите каждому ребенку организовать в группе свое «гнездышко» – маленькое уютное персональное пространство. Понаблюдайте, где кто любит сидеть, когда отдыхает от коллектива. Приучайте детей уважать персональное пространство друг друга. При нестабильном эмоциональном фоне в группе оно поможет детям успокоиться.

Важно знать, чего категорически нельзя делать, когда ребенок плачет:

  • Не уговаривайте перестать плакатьОбычно это только усугубляет ситуацию.
  • Не стремитесь вызвать чувство стыда. Не грозите наказанием.  Это лишь усилит негативные эмоции.
  • Избегайте дополнительных раздражителей. Не способствуйте возбуждению: не повышай
  • те голос, не делайте резких движений,  не включайте громкую музыку и т. д.
  • Не «покупайте» хорошее настроение. Не предлагайте ребенку «бонусы» за прекращение истерики.
  • Не используйте шантаж даже в шутку. Выгода будет  сиюминутной, а негативные последствия – длительными.