КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ КАК ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Процессы  преобразования в социальной, духовной, политической и экономической жизни, происходящие в настоящее время в России, ставят новые проблемы и задачи перед обществом и государством. Среди них важное место принадлежит проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и психологической безопасности личности, как условию благоприятного развития социума в целом.

Анализ научной литературы (Л.В. Астахова, Г.В. Грачев, Л.М., Столбникова, А.В. Федоров и др.) показал,  что в основе безопасности дошкольников в современном социальном пространстве может находиться критическое мышление                                                   

Психологи Р. Эннис и Э. Норрис трактовали критическое мышление как сумму навыков и умений мыслить рационально, контролируя сам процесс мышления, а также умение следовать законам формальной логики, выявляя при этом нарушение этих законов.

Мыслительные действия критического мышления носят поисковый характер. Начальной фазой является осознание потенциальной угрозы, осмысление проблемы. От осознания мысль переходит к обработке информации, которая совершается посредством критического мышления, включающего в себя логические операции, рефлексию и интерпритацию.

Основным элементом критического мышления является логика. Согласно теории деятельности, в структуре мышления выделяют такие логические операции как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

В основном аспекты развития критического мышления  как составляющей психологической безопасности ребенка рассматриваются в рамках школьного образования, упуская из вида дошкольный возраст. А ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование и развитие критического мышления. Это как раз тот период, когда ребёнок начинает задавать кучу вопросов и любимым словом его становится «почему». Ребёнок становится любознательным. И если не отмахиваться от его вопросов, то тяга к знаниям у него останется на всю жизнь, а мышление станет критическим.

К 4-5 годам, когда наглядно-образное мышление уже сформировано, детям достаточно только представить себе нужный предмет — вспомнить его образ. Такая способность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Мы, педагоги, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Однако часто проблема состоит в том, что развитие критического мышления автоматически делает ребенка неудобным для родителей и педагогов. Ведь такой малыш, вместо того чтобы слушаться и делать, что говорят, начинает задавать миллион вопросов, сомневаться в авторитете взрослых. С таким ребёнком трудно.

С другой стороны многие педагоги и родители стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стереотип: "Послушный ребенок не спорит со старшими". Во многих семьях и образовательных системах стереотип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: "Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят". Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью.

Актуальной для современной реальности является Технология РКМ (развития критического мышления). Она была разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В Технологии РКМ синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления - это не просто создание педагогом благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту дошкольников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Технология РКМ позволяет решать задачи образовательной мотивации, информационной грамотности и социальной компетентности.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
  • побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

В рамках Технологии РКМ педагоги ДОУ могут использовать следующие приемы: «Верные – неверные суждения», «Корзина идей», «Таблица ЗХУ», «Дерево предсказаний», «Толстые, тонкие вопросы», «Синквейн», «Кластер», «Шесть шляп мышления»

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой. Так как во время обсуждения, споров, дискуссий мысль оттачивается, в ДОУ предпочтительнее использовать виды парной, подгрупповой работы. А так же работу в малых группах.

Рассмотрим подробнее приемы технологии РКМ.

«Синквейн»

Данный прием более эффективен на стадии осмысления. Синквейн – это не способ проверки знаний детей. Его цель добиться более глубокого осмысления темы. Что такое «синквейн»?. Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:

  1. имя существительное, тема;
  2. признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова;
  3. действие предмета;
  4. фраза, выражающая отношение автора к теме;
  5. слово-синоним (резюме).

Для детей (а речь идет все-таки о старших дошкольниках) для написания синквейна можно использовать модель, включающую графические символы этапов.

Вот некоторые из «синквейнов», составленные детьми:

  1. Осенние листья
  2. Разноцветные, сухие.
  3. Желтеют, вянут, опадают.
  4. Шуршит под ногами разноцветный ковёр.
  5. Парашютики осени.

 

  1. Родина
  2. Большая, богатая
  3. Кормит, охраняет, любит
  4. Дом, в котором мы живем
  5. Россия

В работе с воспитанниками подготовительных групп можно использовать «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.

«Толстые» и «Тонкие» вопросы

Этот прием может быть использован на любой из трех фаз. Цель - научить детей думать над услышанным, понимать иногда скрытый смысл. Выстраивать работу на первоначальном этапе можно по образцу: сначала говорили, показывали, а дети повторяли. Тонкие вопросы требуют односложного ответа (задаются со словами: кто, что, когда, как звать)? А толстые вопросы требуют развернутого ответа (дайте объяснение, почему; а что, если; почему вы думаете, что)?

Например, для сказки «Репка» в качестве «Тонких вопросов» могут выступать следующие:

  • Кто посадил репку?
  •  Что выросло?
  •  Когда можно убрать репку?
  •  Может, стоит позвать внучку?
  •  Согласны ли вы, что без мышки не справятся?
  •  Верно ли тянули репку наши герои?

«Корзина идей»

Цель - выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Удобно применять корзину при календарно-тематическом планировании. Лучше вносить ее в начале недели. Детям предлагается положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели они узнают что-то новое и корзина пополняется. В обобщающей беседе можно перебирать содержимое корзины и подводить итоги.

Так, например, в рамках познавательно-творческого проекта «Осенняя пора – очей очарованье»  корзина может наполниться рисунками, поделками, стихами об осени, пословицами, поговорками, приметами осени, осенним словарем в виде картинок. А одним из продуктов проектной деятельности, логическим завершением нашей работы – может стать кластер.

 «Кластер»

Этот прием эффективно используется на всех этапах образовательной деятельности. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые.

Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Так как не все дети умеют читать, в работе с ними рекомендовано использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.

В примере выше в  кластере систематизировали знания детей об осени, дифференцировали и структурировали полученную информацию: признаки осени, живая и неживая природа, труд людей, осенние праздники. Для легкости запоминания использовали схемы, фотографии, картинки.

 "Шесть шляп мышления»

Это, наверное, один из самых популярных и эффективных методов ТРКМ. Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

  • белая – факты;
  • красная – чувства, эмоции;
  • черная – критика;
  • желтая – позитив;
  • зеленая – творчество;
  • синяя – управление процессом.

С точки зрения психологии Этот метод может выступить и в роли психологического. Он направлен на своеобразную диагностику личностных качеств детей. Даже не являясь, педагогом-психологом, наблюдая за детьми во время работы «под шляпой» можно определить к какому психотипу относятся дети. Так, например фантазеры с удовольствием работают под зеленой шляпой, более эмоциональные и чувственные дети - хороши в красной, ну а, если ребенок, по натуре критик, то он хорошо работает в черной шляпе - умеет определять недостатки, и уже нашей задачей является – научить его видеть плюсы, что-то позитивное.

Как уже говорилось, технология РКМ является метапредметной, т. е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

В результате использования ТРКМ у детей могут быть сформированы такие навыки критического мышления, как:

  • умение вырабатывать своё собственное мнение;
  • способность анализировать тексты, проблемы;
  • способность прийти к определённым умозаключениям;
  • способность логично выстроить цепь доказательств;
  • способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Таким образом, приобретаемые детьми навыки критического мышления могут выступать в качестве основы их безопасности в современном социальном пространстве.