КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

В наше время, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов воспитания. На первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 30–40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера – с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений.

Мы все и наши дети живем в мире бесконечно вариативном, заполненном до отказа разнообразными и … недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, упаковка и пр. А игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых (!) детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так, конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.

Посредством этой по сути сенсорной агрессии окружающей ребенка среды нарушена стабильность и устойчивость оснований мира, дающие психологическую уверенность маленькому человеку в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. В больших и малых городах калейдоскоп назойливых рекламных щитов, мелькание предметов и лиц, какофония звуков автомобилей, мчащихся мотоциклов, отбойных молотков, дробящих асфальт, визг тормозов, грохот бульдозеров, электропоездов и мусоровозов, гул сирен спецмашин, теснота и скученность в транспорте и пр. и пр. – все эти «блага урбанизации» не дают воссоздать целостную картину мира, невротизируют, вызывают недоверие к миру.

Поставлена под вопрос предсказуемость самого мира, необходимая ребенку для адекватной социализации среди людей, для управления собственным поведением и просто для жизни. Неоправданное обилие игрушек вокруг малыша лишь не добавляет гармонии, а лишь усугубляет количество раздражителей сенсорной системы ребенка.

Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка – зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка организует конкурентные игры за право обладания вещью, успехом, превосходством. Она отчуждает ребенка от другого человека, снижает творческий потенциал игры.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Детская игрушка сегодня как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Она предназначена для организации прежде всего имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр.

Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностного и нравственно-духовного роста. Такая игрушка соответствует идее глобализации, она начисто лишена индивидуальности и не предполагает таковую у ребенка, она часто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза или куклы-младенца), чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе.

И взгляды многих педагогов устремляются корням - народным педагогическим традициям, которыми являются игры и игрушки.

Что же такое игрушка? Есть много определений, одно из которых дано в словаре Ожегова: «Игрушка-это вещь, служащая для игры». На страницах толкового словаря живого великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

К художественно-педагогическому потенциалу народной игрушки во все времена обращались ученые, педагоги, психологи, искусствоведы, историки, этнографы, художники.

Вопросами значения народной игрушки, особенностями использования в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения, её психолого-педагогических возможностей воздействия на ребенка занимались такие педагоги, как Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам,  А.С. Макаренко, С.И. Сорокина, Е.Л. Флёрина.

Крупская Н.К. писала о возможности народной игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

В. Запорожец, Д. Б. Эльконин подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, отмечали, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

Народная игрушка не только предназначалась для игры, она еще несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы (Пеленашки, Мартинички, Столбушки и др.), свистульки, глиняные игрушки, деревянные, из соломы и других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, они могли научить ребенка полезному. Игрушки развивали у детей воображение, фантазию, творческое мышление. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием, которое подходило по сюжету игры.

В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов, пробуждая его фантазию. Эти игрушки основаны на тонком знании психологии ребенка, разносторонне воздействуют на развитие его чувств, ума и характера, способствуют гармоничному разностороннему развитию ребенка и отвечают требованиям ФГОС ДО.

Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Можно сделать вывод о том, что народная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни, выступает средством общего психического развития личности.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. Обследование дошкольниками народных игрушек осуществляется разными способами: зрительно, прослушивая, ощупыванием и вычленением общих форм, воздействуя на все уровни ощущений - тактильный, визуальный, звуковой.

Особое внимание обращается на материал, из которого изготовлены народные игрушки. Выполненные из натуральных материалов, они с первых дней жизни знакомят дошкольников с природой и воспитывают творческое отношение к миру. Кроме того, дерево – экологически чистый и безопасный материал, в отличие от токсично опасных дешевых игрушек из пластика, которые порой наносят вред здоровью ребенка. Дерево – естественный материал, пропитанный солнцем. Деревянная игрушка – это продолжение природы в руках ребенка. Тактильные впечатления, которые дети получают во время игры с деревянными игрушками, способствуют развитию мелкой моторики. У дерева – приятный запах и цвет, который положительно влияет на нервную систему ребенка, это материал, который не вызывает аллергии. Почти во всех традиционных культурах игрушки всегда делали из дерева. И не только потому, что в древности не было других доступных материалов. Люди всегда понимали, что дерево несет особую энергетику, передает ее из поколения в поколение и воспитывает в ребенке уважение к народной культуре.

Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и служит средством гармоничного развития дошкольников.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру. Все это может дать игра с хорошими народными игрушками.

В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства мир животных, людей, в мир сказок и сказочных образов. Их уникальность активно используется в коррекционно-развивающей работе с детьми. Посредством народной игрушки  эффективно осуществляется коррекция и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения). Это особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.

Деревянные игрушки не перегружены функциями, поэтому их можно обернуть в пользу эффективной коррекционной работы:

  • создаём условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам;
  • стремимся к созданию положительной эмоциональной атмосферы с ребенком;
  • осуществляем показ игровых действий, побуждаем ребенка к повторению действий взрослого;
  • поддерживаем инициативные игровые действия ребенка, наделяем игровым смыслом простые манипуляции с игрушками.

Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

Такие игрушки показаны для детей с ЗПР, чья деятельность характеризуется высокой степенью физической активности, неусидчивостью, невозможностью сконцентрироваться на занятии или выполнить его самостоятельно.

Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудность формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Народная игрушка для таких детей уникальна. В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их.

Знакомство с народной игрушкой тесно связано с малыми фольклорными жанрами - загадкой, потешкой, небылицей, - так как это еще больше привлекает внимание детей, делает образ более понятным. К зрительному и осязательному восприятию добавляется слуховой образ, а ребенок, как известно, мыслит звуками, красками и ощущениями.

Поэтому разрабатывая работу с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с народной игрушкой, необходимо ориентироваться на следующие основные принципы:

  • Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, и т.п.). Так как в устном народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т.п. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
  • Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т.п.
  • Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядов праздников. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.
  • Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта.
  • Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.
  • Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.
  • Создание в группах мини-музеев предметов, характерных для русского народного быта. Подобные мини-музеи оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Таким образом, опираясь на целевые ориентиры ФГОС, можно сделать заключение: народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как именно через нее ребенок познает мир и происходит его социализация в обществе.