КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДЕТСКАЯ ИСТЕРИКА: КАК РЕАГИРОВАТЬ?

Еще вчера малыш был «душечкой», а уже сегодня его как подменили — он кричит по любому поводу, визжит, падает на пол, бьется головой о стены и палас и никакие увещевания не помогают. Такие неприятные сцены, несомненно, вызывают беспокойство у педагогов ДОУ. Как же помочь ребенку справиться?

Детская истерика: что это такое

Даже если родители карапуза говорят, что у них самый спокойный кроха в мире, это не означает, что и он никогда не устраивает сцен на ровном месте. Еще недавно признаваться в истериках у собственного чада было как-то стыдно, родители стеснялись, вдруг окружающие подумают, что они плохо воспитывают карапуза, а иной раз и вовсе опасались, будто их ненаглядное чадо окружающие будут считать психически «не таким». Вот и боролись, как умели, в кругу семьи.

В последние годы о проблеме начали говорить со специалистами, детскими психологами, психиатрами, неврологами и педиатрами. И пришло озарение: истерящих детей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. По статистике, которой располагают детские психологи в одной из крупных клиник Москвы, у 80% детей в возрасте до 6 лет истерики случаются периодически, а 55% таких малышей истерики носят характер регулярных. В среднем, детки могут впадать в такие приступы от 1 раза в неделю до 3-5 раз в день.

Итак, детские истерики (или приступы гнева) - это крайне нервные, возбужденные состояния, приводящие к потере самоконтроля и выражающиеся в немотивированных действиях, перепаде настроения, громком плаче и резких движениях конечностей.

Наиболее распространенные причины истерики:

  • Физиологические (усталость, голод, болезнь, особенности нервной системы);
  • Внутрисемейные (чрезмерные строгость или опека, а также вседозволенность);
  • Поведенческие (способ добиться внимания или желаемого действия);
  • Невозможность распознать или выразить свои чувства (гнев) другими способами.

Истерику важно отличать от капризов, основными признаками которых являются:

  • кричащий ребенок слышит слова взрослого и понимает его;
  • ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • его можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • с ребенком получается договориться;
  • происходящее больше носит демонстративный характер.

Как на это реагировать?

2-3 года

В возрасте у ребенка происходит понимание и осознание самого себя в этом большом мире, и, естественно, он хочет попробовать этот мир на прочность. К тому же детки в этом возрасте еще не все и далеко не всегда способны выразить словами свои чувства, эмоции и переживания по какому-либо поводу. Вот и показывают их в форме истерики.

Довольно часто на этом возрастном этапе начинаются ночные истерики. Они носят спонтанный характер, ребенок просто просыпается ночью и сходу практикует пронзительный крик, выгибается дугой, иногда старается вырываться от взрослых и пытаться убежать. Обычно ночные истерики продолжаются не так долго, и ребенок «перерастает» их, они прекращаются так же внезапно, как и начались.

Действия педагога:

  • отвлекаем на что угодно - внезапно начинаем что-то петь, танцевать, показываем игрушки, указываем на птичку, кошечку, поднимаем на руки, щекочем, кружим, целуем;

анализируем где и почему возникла истерика, меняем своё поведение (например, ищем альтернативы)

4-5 лет

Истерики у детей 4 лет являются нормальным явлением в этом возрасте. У малышей появляется множество желаний и интересов, которые зачастую расходятся с пониманием других. Если ребенку не удается добиться своего, то ему свойственно испытывать чувства злости и раздражения.

Истерики ребенка, посещающего ДОУ, как правило, носят манипулятивный характер: ребенок сравнивает себя со сверстниками, не хочет ни в чем им уступать (особенно в материальных ценностях).

Действия педагога:

  • озвучиваем эмоции ребенка, даём ему поддержку, говорим, что понимаем, что с ним происходит и что мы видим его потребности. «Я вижу ты очень обижена на Машу – он не хочет делиться игрушкой…». Желательно дать ребенку тактильную поддержку – обнять его;
  • если ребенок захочет поделиться своими переживаниями на эту тему – выслушайте его;
  • озвучьте ребенку несколько вариантов того, чем можно компенсировать его истинную потребность и что вы сможете реализовать прямо здесь и сейчас. Обязательно несколько, чтобы создать ощущение свободы выбора;
  • можно обыграть данную ситуацию с игрушками и предложить детям различные варианты действий в похожих ситуациях.

6-7 лет

В 6-7 лет происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести», стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.

Действия педагога:

  • озвучиваем эмоции ребенка, даём ему поддержку, говорим, что понимаем, что с ним происходит и что мы видим его потребности. «Я вижу ты злишься, ты даже в ярости, что я не могу дать тебе то, что ты хочешь. Я понимаю это. Тебе очень хочется это. Очень-очень, аж до дрожи (1-2 мин. пауза) Если хочешь, я могу сейчас тебя обнять?».

Больше ничего не говорите, пока ребенок не успокоиться, пока адреналин не спадёт, иначе он не сможет воспринимать ваши слова;

  • озвучьте ребенку несколько вариантов того, чем можно компенсировать его истинную потребность и что вы сможете реализовать прямо здесь и сейчас. Обязательно несколько, чтобы создать ощущение свободы выбора;
  • когда ребенок полностью успокоиться, вы будете в спокойной обстановке, важно обсудить, что произошло, почему вы так поступили, что делать в будущем, чтобы такого больше не повторялось.

Профилактика истерики

  • если дошло до истерики - не поддавайтесь на внутреннее желание прекратить это и не удовлетворяйте то, что запретили ребенку перед истерикой, иначе он запомнит это и изберёт своей стратегией поведения;
  • запомните где и по какой причине возникает истерика, всё циклично, попробуйте что-нибудь изменить (например, формулировку своих слов);
  • если вы понимаете, что не можете реализовать желание (потребность) ребенка, всегда аргументируйте и приводите несколько альтернатив - это самый важный пункт, так как он не даёт старт истерике - ребенок не сталкивается с холодным и беспрекословным «НЕТ!», с ним сотрудничают, его уважают, с ним ведут беседу, вырабатывается окситоцин (гормон доверия, близости) вместо кортизола, который является зачинщиком истерики;
  • когда ребенок согласился с вами, принял одну из ваших альтернатив, поблагодарите его за это, ведь он отказался от своего желания, каким бы оно, на ваш взгляд, не было, он запомнит, где и когда взрослым было приятно, для детей это важно;
  • обратите внимание на то, как в семье воспитанников строятся диалоги у других родственников, как происходит процесс улаживания конфликтов, как мама реагирует, если папа ей в чем-то отказывает, с помощью каких слов он это делает и наоборот. Ребенок подсознательно считывает модель поведения родителей.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если капризы и истерики у ребенка постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы.

К специалисту (врачу) нужно обратиться немедленно, если:

  • ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание;
  • истерики становятся все более частыми и агрессивными;
  • у ребенка продолжаются истерики после 4-х лет;
  • малыш наносит повреждения себе и окружающим;
  • родители отмечают наличие ночных кошмаров, страхов, резкие перепады настроения;
  • истерика заканчивается рвотой или отдышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка.

Если со здоровьем ребенка все в порядке, то проблема заключается в семейных отношениях и реакции близких на поведение ребенка. В таких случаях можно рекомендовать родителям получить консультацию педагога-психолога.