НЕКОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 

 

Начнем наш разговор с нескольких типичных вы­сказываний обеспокоенных взрослых, столкнувшихся с различными нарушениями поведения детей: 

Я работаю воспитателем в детском саду не первый год и опыта у меня достаточно. Сегодняшние мои воспи­танники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообра­зительнее. Многие из них уже серьезно занимаются му­зыкой, танцами, языками. Казалось бы, работай и получай удовольствие. Однако меня все чаще настораживает, а нередко даже ставит в тупик поведение современных де­тишек.

Вот, например, Саша. Кажется, что ему совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности. Он по­стоянно что-то вертит в руках, кого-то тормошит, и все время говорит, говорит, говорит...

А вот Олег полная ему противоположность: может часами играть в одиночестве, слушается меня беспреко­словно, говорит тихо и только, когда его о чем-либо спросишь. С этим мальчиком конечно легко, но разве та­кое поведение свойственно дошкольникам?

Не меньше меня озадачивает поведение и других де­тей: редкая, но внезапная, разрушительная и труднообъ­яснимая агрессивность Илюши; капризы и безутешные слезы Оли, особенно к концу дня; несдержанность Маши — нагрубит, надерзит, ущипнет, а потом переживает, про­сит прощения, раскаивается.

Я очень хочу понять, чем вызвано подобное поведение детей и как мне, воспитателю, на него реагировать, а  еще лучше — научиться его предвидеть и предупреж­дать?

 

Воспитатель, стаж 18 лет

 

С подобными и некоторыми другими недостатками поведения детей сталкиваются многие взрослые — воспитатели, родители. И сразу у них возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведе­ния типичными для дошкольников? Какова их при­чина? Можно ли предупредить их появление? Как эф­фективно решить уже возникшие проблемы?

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо понять — что же такое поведение вообще; основы ка­кого поведения необходимо заложить в дошкольном детстве и потом закрепить в младшем школьном воз­расте.

«Под поведением,— писал отечественный психолог С.Л.Рубинштейн,— разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой... Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1986.

 

Инстинктивное поведение основано на инстинк­тивных действиях и направлено на удовлетворение витальных (жизненно важных) потребностей. Так, плач голодного младенца — это не демонстративное поведение, не каприз, а единственно доступное ему поведение, с помощью которого он сигнализирует взрослым о своей потребности в пище.

Существенную роль в жизни человека играют на­выки, привычки, привычное поведение. Реализуя при­вычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что иначе не может поступить. Воспитание привычек правильного поведения дело достаточно трудное. Правила поведения становятся действенны­ми, когда их «бессознательный» период переходит в период традиций и привычек, когда ребенок приме­няет правила быстро и точно. Нередко ребенок знает как надо поступать, как надо себя вести, но поступа­ет и ведет себя иначе, особенно когда его никто не видит.

Наконец, разумное или произвольное поведение. Фор­мирование именно такого поведения является сверхза­дачей общей стратегии воспитания детей дошкольно­го и младшего школьного возраста.

Произвольное поведение ребенка — поведение ос­мысленное, инициативное и надситуативное.

Осмысленность означает, что ребенок осознает се­бя источником поведения. «Там, где источником дви­жения мы видим самих себя, там мы приписываем действиям личностный характер» (Л.С. Выготский). В произвольном (личностном) поведении инициатива действовать определенным образом, поступать так или иначе принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоя­тельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными це­лями. Благодаря этой способности реактивное поведе­ние ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуа­ции, а «над ней».

Умение управлять собой дается с большим трудом дошкольникам. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредно­сти и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для де­тей регулятором поведения.

Желая как можно быстрее развить в ребенке спо­собность управлять своим поведением, взрослые не­редко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послу­шанию, очень вредны для развития личности ребенка. Такое послушание — вынужденное и навязанное, ко­торые взрослые ошибочно принимают за хороший самоконтроль ребенка, в других условиях — без кон­троля взрослого — может превратиться в свою про­тивоположность, обернуться импульсивностью, расторможенностью. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой. Приказами и наказа­ниями можно добиться подчинения, но нельзя нау­чить управлять своим поведением.

Произвольность — важнейшее качество личности, которое только и мо­жет обеспечить целенаправленность, организован­ность, самодисциплину, воспитывается в иных усло­виях, другими способами.

Поэтому в работе с дошкольниками, направлен­ной на профилактику и коррекцию неконструктивно­го поведения, предпочтительны не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего — игра.