СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Любое уже рассмотренное нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. В этом случае неконструктивное поведение ребен­ка выполняет функции своеобразной коммуника­тивной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психоло­гическом дискомфорте. Например, агрессивное пове­дение, драки со сверстниками — это своеобразное замещение недостающей близости с родителями; кап­ризы — это способ контролировать взрослых. Подоб­ное поведение ребенка квалифицируется как симпто­матическое.

Вообще симптом — это признак болезни, какого-ли­бо болезненного (разрушающего, негативного, трево­жащего) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребенка — признак неблагополучий в его семье, детском саду. Симптоматическое поведение превращается в закодированное сообщение в том слу­чае, когда открытое обсуждение проблем со взрослы­ми невозможно.

Если взрослые ошибаются в интерпретации дет­ского поведения, остаются равнодушными к пережива­ниям ребенка, игнорируют его психологический дис­комфорт, то детские конфликты загоняются «вглубь», с психологического на физиологический уровень. И тогда взрослые сталкиваются уже не с проблемой плохого поведения, а с болезнью ребенка.

Другими словами, симптоматическое поведение или болезнь, как разновидность поведения,— своеобраз­ный сигнал тревоги, который предупреждает, что сло­жившаяся ситуация далее невыносима для ребенка.

Нередко симптоматическое поведение следует рас­сматривать как изощренный способ, которым пользу­ется ребенок, чтобы извлечь выгоду из неблагоприят­ной ситуации.

Ребенок, который демонстрирует недомогание, слабость, беспомощность и ожидает заботы о себе, по сути контролирует того, кто эту заботу проявляет. О подобной позиции ребенка Л.С.Выготский писал: «Представьте себе, что ребенок испытывает извест­ную слабость. Эта слабость может стать в известных условиях силой. Ребенок может прикрываться своей слабостью. Он слаб, плохо слышит — это понижает его ответственность по сравнению с другими людьми и привлекает большую заботливость со стороны дру­гих людей. И ребенок бессознательно начинает куль­тивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания».1 Совершая подобное «бегство в болезнь», ребенок, как правило, «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то, и другое), которые вызовут край­нюю, наиболее острую реакцию взрослых.

Таким образом, симптоматическое поведение ха­рактеризуется несколькими признаками: нарушения поведения непроизвольны и практически не поддают­ся контролю со стороны ребенка; нарушения поведе­ния оказывают сильное влияние на других людей, и, наконец, часто «закрепляется» окружающими.