ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК СНЯТЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. 

Он обусловлен следующими факторами: рядом (зачастую впервые) нет родителей;  ребенок находится в новой, непривычной обстановке; малышу необходимо устанавливать контакт с другими детьми или воспитателями детского сада, длительно находиться в обществе других детей, соблюдать правила ДОУ,  самостоятельно кушать, посещать туалетную комнату, раздеваться; ребенок получает гораздо меньше внимания, чем дома и т. д.

Однако каждый малыш имеет определенный лимит физических и психических возможностей и соответственно, переживает стресс по-своему. К одному в течение 1-2х недель возвращаются аппетит и активность, а другой посещает ДОУ уже полгода и каждое утро – душещипательная история расставания с мамой.

Часто по прошествии некоторого времени после начала посещения ДОУ, у детей наблюдаются следующие реакции, свидетельствующие о психоэмоциональном напряжении:

  • Частое проявление «отрицательных» эмоций (обидчивость, плаксивость, хныканье, капризы);
  • Немотивированные приступы гнева;
  • Высокий индекс возрастных страхов или появление страхов, не свойственных данному возрасту;
  • Неуверенность в себе, жажда похвалы, ласки;
  • Трудности засыпания и беспокойный сон;
  • Упрямство (исключая возрастную особенность);
  • Наличие "вредных" привычек у ребёнка (сосание пальца, накручивание локона волос, грызение ногтей, качание головой, игра с одеждой, привычка ёрзать на месте и другие ритмичные повторяющиеся движения);
  • Нарушение аппетита (в любую сторону);
  • Пониженная коммуникабельность ребёнка (стремление к уединению, отказ от общения);
  • Повышенная конфликтность;
  • Изменение двигательной активности (в любую сторону);
  • Игра половыми органами;
  • Изменение массы тела (в любую сторону);
  • Недержание мочи;
  • Усталость после незначительной нагрузки.

В такой ситуации крайне важно не ругать детей за проявления призаков психоэмоционального напряжения, не стыдить и не запрещать (пытаться вернуть как было) нежелательные действия.

Принятие, терпение и поддержка помогут малышу справиться с непростой для него ситуацией.

Рекомендую использовать следующие приемы для снижения психоэмоционального напряжения:

  1. Физическая активность: прогулки на свежем воздухе, подвижные игры (бег, прыжки), танцы (свободные движения под веселую музыку), активный досуг (катание на велосипеде, самокате, санках и пр). Отлично подходят игры (например, догонялки), в которых ребенок может использовать крик (визг), топать ногами.
  2. Мышечная релаксация (упражнения на напряжение и расслабление мышц). Для малышей отлично подойдет массаж спины в игровой форме (игры «Рельсы, рельсы», «Дуб», «Мячик», «Маляр», «Листочки», «Дождь», «Ежик» и пр.). А еще – поглаживания, объятия, поцелуи, щекотание и пр.
  3. Релаксационные игры с природным материалом (вода, песок). Простые действия с песком (кинетический в домашних условиях): пересыпание, закапывание и выкапывание игрушек, создание отпечатков, «лепка» - помогают уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение. Решению основной задачи поможет использование дополнительного инструментария – губки (впитывание и отжимание воды), баночек (переливание).
  4. Релаксационные игры с инструментарием для творчества (глина, пластилин, гуашь, акварель). Здесь важно не создание чего-то нового, а процесс – отреагирование переживаний, освобождение от них, выражение чувств. Малыш может просто размазывать (в т. ч. руками) гуашь по листу, перемешивать и ... снова размазывать. Или проводить кисточкой акварельную линию и разбавлять водой, смешивать и делать «каляку-маляку». Или отрывать кусочки пластилина и складывать их горкой…каждый интуитивно находит для себя подходящий, необходимый именно сейчас способ.
  5. Игры на повторение однотипных действий (снять и надеть колечки на пирамидку, собрать «бусы» или построить дом из конструктора, поочередно складывать (например, в баночку) предметы (мелкие игрушки, природный материал).   
  6. Соблюдение ритуала перед сном (например, купание, сказка, поцелуй). Во время засыпания можно петь (включать) ребенку народные колыбельные песни.

Данные приемы необходимо использовать ежедневно, не менее 3-4 в день. Результат появится через некоторое время. Данные приемы в меньшем количество можно использовать для формирования стрессоустойчивости и укрепления психологического здоровья.