КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ»

Сегодня, в эпоху увлечения идеями развития детей с пеленок, считается, что гением можно стать, если этого захотеть. Разнообразные центры и школы раннего развития, работающие по новомодным методикам, обещают определить и развить таланты, дремлющие в крохе.


Многие родители втайне мечтают, чтобы их малыш был если не гениальным, то хотя бы одаренным? Но как измерить степень таланта? И можно ли вообще это сделать? Является ли этот дар „искрой Божьей” или же все в наших руках, и при определенных условиях мы сами можем развить способности и таланты, скрытые в наших детях?

Кто же такой одаренный ребенок? Одаренный ребенок – это ребенок, который, как правило, обладает яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Уровень развития одаренности – это всегда результат взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды.

Откуда же берется одаренность?  Есть две теории на этот счет. Одна гласит, что ребенок рождается с определенным набором способностей, который и предопределяет его судьбу.

На основе этой теории выросли мифы о «неспособности к языкам», «руках, растущих не оттуда», «арифметическом кретинизме» и т.д. На самом деле, очень привлекательная теория, снимающая с человечка и его родителей всякую ответственность.

Вторая теория, кстати, утверждает, что от рождения человек наделен задатками всех способностей.

И в идеале все поголовно могли бы стать Энштейнами, Ломоносовыми и Да Винчи. Но в том-то и дело, что природа дарит нам только «семена» способностей, для которых надо подготовить подходящую почву, вовремя посадить, поливать и ухаживать. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Одаренность ребенка, как говорилось ранее, может проявляться в различных сферах.

Рассмотрим основные виды одаренности (по одной из классификаций).

Виды одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая
одаренность

Мотивационно-личностные
характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способность к обучению

Успешность в освоении программного
материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

 

 

 

Творческая
одаренность

Художественная
одаренность

Проявление фантазии в творческих
художественных работах, высокое
качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить
мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная
одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение
составлять рассказы, сказки, чувство
рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая
одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать
вымышленным (или реальным)
персонажам, двигательная и речевая
память

Конструкторская
одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию,
генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная
одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в
соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и
выносливость

Хореографическая
одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух,
способность копировать движения,
хорошая двигательная память

Коммуникатив-
ная одаренность

Социально-личностная одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние,
гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на
какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролироват

Родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.


Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все". Или, в ответ на вопрос: "Каково вам воспитывать одаренного ребенка?" — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в ДОУ ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям.

Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: "А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?" В таких случаях напряжение может вытеснить радость семейных отношении. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.


Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая может превратить самые важные для растущего человека связи — связи между родителями и детьми.

Уважаемые родители!


Только вы можете помочь своему ребенку и поддержать его. Вот некоторые рекомендации. Н. Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом:

  1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
  2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
  3. Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
  4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой.
  5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”. 

Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших задач с детьми.
Одаренные дети требуют особого внимания родителей, учителей, воспитателей. Вам необходимо поддержать и предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность.