Консультация для родителей

"Что такое сепарация»

 Ребенок – гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти…

Сепарация – это отделение ребенка от своих родителей, и в первую очередь – от мамы.

Это естественный природный процесс, связанный с взрослением и приобретением независимости: эмоциональной, материальной, ценностной, функциональной.

Ребенок должен отделить себя от своей семьи, но в то же время сохранить с ней связи.

Вы думаете, что сепарация детей от родителей происходит в 18 лет? К этому возрасту она уже заканчивается. А начинается все гораздо раньше, с рождения. И происходит постепенно, шаг за шагом в течение всех этих 18 лет.

Этапы сепарации

1-3 года

При появлении на свет ребенок уже многие вещи делает самостоятельно: дышит, ест, спит, двигается, ползает, ходит. Да, малыш пока еще практически во всем беззащитен. И родителям хочется максимально оградить его от жестокого мира, опасностей, которые могут быть на его пути. Маме так и хочется сделать что-то "вместо" и "за" ребенка: подавать игрушки, кормить с ложечки. Но наступает момент, когда малыш отталкивает родительскую руку и самостоятельно начинает есть. Да, первое время это будет неаккуратно и займет гораздо дольше времени, чем вы привыкли. Но дайте ему эту возможность ощутить радость от того, что он может это сделать и у него это получается.

3 года

Этот возраст еще называют "Я сам!". Ребенок еще на один шаг отдаляется от родителей. Малышу кажется, что он уже абсолютно взрослый и может все делать самостоятельно. У него появляется понимание того, что мама и он – абсолютно разные люди. Родителям нужно принять факт, что ребенок растет и ему не нужна постоянная опека. Это уже человек, который заявляет о своих желаниях, определяет границы личного пространства. Он уже что-то умеет и нужно позволять ему это делать, поощрять его желания. Например, помыть посуду, прибрать игрушки, полить цветы, подмести пол.

Если ребенок не справляется, не нужно делать за него. Просто предложите помочь. Излишняя опека вызывает у ребенка агрессию.

Острая форма кризиса этого периода объясняется тем, что:

  • Родители лишают малыша самостоятельности;
  • Не позволяют принимать решения;
  • Постоянно опекают: "Ты еще маленький…", "Видишь, у тебя не получается…", "Дай, я сама, так будет быстрее".

Если ребенок не получает необходимой свободы, он либо начинает бунтовать, либо смиряется и превращается в комнатного, послушного, безынициативного, а в будущем во взрослое дитятко.

4-7 лет

Следующий этап сепарации – ребенок идет в социум, учится там выстраивать отношения, определять личные границы уже с посторонними людьми. У него появляются свои интересы: друзья, игры, увлечения помимо семьи. Родители воспринимаются как некая помеха во время игры со сверстниками. Особенно ярко это проявляется вечером, когда приходит время уходить из детского сада.

Через игру ребенок обучается всему, что может пригодиться ему во взрослой жизни. Он примеряет на себя разные социальные роли и профессии. Можно сказать, что это его первая репетиция поведения в социуме. Здесь возникают новые вопросы и ситуации, которые ребенок может решить самостоятельно. Например, ссора с друзьями. Не нужно бежать мирить детей.

А лучше обсудить с ним вопросы:

  • Из-за чего вы поссорились?
  • Как лучше помириться?
  • Какие слова сказать?
  • Как избежать в будущем подобных ситуаций?

И пусть он попробует разрешить эту ситуацию самостоятельно. Только, пожалуйста, без нравоучений: "А я тебе говорила…", "Сам(а) виноват(а)". Вашему ребенку нужна поддержка в его действиях.

7-11 (12) лет.

Предполагается, что в школьные годы ребенок становится более самостоятельным. А это значит, что сепарация начинает набирать обороты и скорость. Ребенок считает себя вполне себе взрослым. Он будет бунтовать и отстаивать свое право ходить в школу без сопровождения родителей и бабушек-дедушек. Не нужно вместо него делать уроки и навязывать кружки. Пусть он попробует сделать это сам с вашей минимальной помощью. Первое время контроль, конечно, необходим. Постарайтесь сделать это ненавязчиво. Не нужно звонить каждые полчаса и интересоваться, где ребенок, с кем он, поел ли и т.д. Договоритесь о том, чтобы он сам вам отзванивался и обговорите ситуации, в которых это необходимо.

Он уже осознанно может выбирать себе друзей и определяться со своими интересами. Все это и еще много других факторов отодвигает родителей еще дальше. Родители могут направлять, советовать или рекомендовать. Но никак не командовать, подавлять своим авторитетом, опытом и знаниями. Если он ошибается, сделайте разбор полетов. А исправлять ошибку он будет сам, но с вашей эмоциональной поддержкой.

Ребенок в этом возрасте уже может быть ответственным за какие-то домашние дела. И иметь последствия за несоблюдение условий. Так что приближаемся ко взрослой жизни. Малыми шагами, но верно.

Подростковый период

Это, пожалуй, самый сложный этап сепарации как для ребенка, так и для родителей. Подросток полностью отворачивается от родителей. Отсоединяется от них, требуя признания своей взрослости и самостоятельности. Если во время взросления ребенка родители признавали за ним право личной территории, собственного мнения и интересов, то подростковый период пройдет не так остро. Войны, конечно, будут, но не мирового масштаба.

Если же в течение всей жизни ребенку навязывали свое мнение, жестко контролировали и не признавали в нем личность, то родителям в этой ситуации придется ой, как не сладко. Агрессия подростка, непризнание авторитетов взрослых, бунты и саботаж – все это лишь малая часть, с чем могут столкнуться родители. Добавьте еще курение, алкоголь, опасные группировки, а может быть, и наркотики – только лишь для того, чтобы доказать свою взрослость и самостоятельность.

Если взрослые будут продолжать воевать с ребенком, навязывать свое мнение и не признавать его интересов, то он все равно будет делать по-своему. Только либо втихую, устроив саботаж, либо нагло-агрессивно. Есть еще и третий вариант. Он просто засядет дома за компьютер. И в виртуальном мире он может быть и самостоятельным, и сильным, и ловким, и умелым, и ответственным – взрослым, одним словом. Но потом все равно когда-то нужно будет выходить из виртуального мира в реальный. И сталкиваться с другими людьми, налаживать отношения, зарабатывать средства на жизнь… Как он будет это делать, если задавлен авторитетом родителей, не может принимать решения без их подсказки: "Мама лучше знает. Она прожила свою жизнь, проживет и твою".

Заключительный этап

Если все происходило правильно и вовремя с поддержкой родителей, то к 18-ти годам у молодых людей появляется естественное желание сепарироваться от родителей. Это не означает, что нужно обязательно съезжать из отчего дома. Сепарация предполагает взросление, то есть приобретение независимости:

  • Эмоциональной (чувства и эмоции могут не совпадать с родительскими);
  • Материальной (человек в состоянии обеспечивать свой уровень жизни самостоятельно);
  • Ценностной (сформирована собственная картина мира, и она может отличаться от родительской);
  • Функциональной (умение существовать отдельно от родителей, принимать решения и нести за них ответственность).

А родители могут только пожелать удачи своему ребенку в океане взрослой жизни. И оказывать поддержку в случае необходимости.