КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЗПР В УСЛОВИЯХ ДОУ

Задержка психического развития – это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.

Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.

Преодоление данной задержки возможно при совместной, проводимой в едином направлении работе педагогов и специалистов детского сада, а также Вас, родителей.

Поэтому сегодня я расскажу о психологических особенностях детей, имеющих ЗПР, а также основных направлениях моей работы с воспитанниками группы на текущий год.

Итак, в структуре вторичного дефекта детей с ЗПР ведущее место принадлежит нарушениям познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Познавательное развитие

В основе познавательного развития  находятся психические процессы. Рассмотрим их по порядку.

Первичным психическим процессом является восприятие. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом (это яблоко, оно круглое, зеленое и пр.).

У воспитанников с ЗПР выявляются следующие особенности восприятия:

  • недостаточная полнота и точность восприятия, что связано с нарушением внимания, механизмов произвольности;
  • замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия, ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем здоровому ребенку;
  • снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться (вслушаться), материал воспринимается поверхностно;
  • наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация;
  • детям с ЗПР свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить сложную задачу более легкой.

Не менее важно внимание. Это направленность и сосредоточенность сознания на каком либо-предмете, событии или явлении.

Особенности внимания детей с ЗПР:

  • недостаточна целенаправленность и организованность внимания;
  • неустойчивость внимания, которая ведет к снижению продуктивности;
  • сниженная концентрация, выражающаяся в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;
  • снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
  • сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий;
  • нарушение переключаемости внимания. Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой;
  • для любого вида их деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение учебных и внеучебных заданий.

Память – это закрепление, сохранение и воспроизведение человеком сведений об окружающем мире и самом себе.

Особенности памяти детей с ЗПР:

  • снижение объема памяти и скорости запоминания;
  • преобладание наглядной памяти над словесной;
  • снижение произвольной памяти;
  • нарушение механической памяти;
  • непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме. Ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации.

Установлено, что на продуктивность непроизвольного запоминания детей влияет характер материала и выполняемой с ним деятельности. Так, наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный.

Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР:

  • низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может;
  • стереотипность мышления, его шаблонность.

Во всех видах мыслительной деятельности детей с ЗПР обнаруживается отставание. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне для них доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных связей. Важное значение для понимания своеобразия мыслительной деятельности детей с трудностями в обучении имеет анализ особенностей их словесно-логического мышления. Для них характерен недостаточно высокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Слабая сформированность обобщающей функции слова обусловливает трудности в овладении детьми родовыми понятиями – показателями запаса видовых конкретных понятий и умений самостоятельно выделять существенные признаки однородной группы предметов. У детей с ЗПР обнаруживаются недостаточная гибкость мышления, использование неадекватных способов действий.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний и представлений об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе.

Работоспособ­ность на занятиях у детей, как правило, низкая, причем она падает тем быстрее, чем больше нагрузка на интеллект. Механи­ческая, однообразная работа их утомляет меньше.

Особенности речевого развития детей с ЗПР

Особенности речи детей с ЗПР могут проявляться в негрубых нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.

Логопедическое исследование речи у дошкольников с ЗПР показало, что фонетическая сторона их речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

У детей отмечается общая вялость артикуляции, что чаще обусловлено проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц.

Особенности коммуникативного развития детей с ЗПР

Особенности речи и поведения детей с ЗПР сказываются и на их коммуникативной сфере. Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций:

  • агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи;
  • бегство, когда ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;
  • регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности;
  • отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.

Для игровой деятельности детей характерны неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неспособность контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.

Сравнительный анализ критериев выбора партнера для общения нормально развивающихся детей и детей с ЗПР показывает, что между ними существуют различия: дети с ЗПР в основном выделяют положительные качества сверстников («хороший, дает игрушки, не дерется, добрый»). Среди нормально развивающихся дошкольников наибольшее число детей ставят на первое место общий интерес в совместной деятельности - игре, других видах деятельности.

Дети с ЗПР не владеют адекватными способами сотрудничества, у них оказываются несформированными навыки кооперации, а это необходимые составляющие процесса эффективного общения.

Все это может обусловливать развитие неблагоприятных межличностных отношений в группе детей, способствовать закреплению у детей негативных поведенческих и личностных качеств.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

В развитии эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР наблюдается эмоциональная лабильность и недостаточная дифференцированность эмоций, обеднение мотивационной сферы.

У одних детей это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР проявляется в повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия в целенаправленной интеллектуальной деятельности. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям. В связи с этими трудностями возникают социальные ограничения, связанные с эмоциональной незрелостью – затрудненность и адекватность эмоциональных проявлений.

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нередко имеет место неадекватность эмоций вследствие недостаточности осмысления ситуации, недоразвитие личности. Такой ребенок часто не понимает порицания, у него нет чувства обиды, на порицание он может реагировать смехом или улыбкой.

Готовность детей с ЗПР к обучению в школе

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действий и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. У детей не сформирована познавательная мотивации, они не заинтересованы в результате выполнения задания.

Задачи познавательного развития детей в ДОУ решает учитель-дефектолог.

Основной целью психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет является формирование коммуникативных навыков, а также развитие эмоциональной сферы.

Основными задачами являются следующие:

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию;
  • обогащать опыт самосознания дошкольников;
  • познакомить с чувствами (радость, грусть, страх, гнев, удивление);
  • формировать навыки общения, социального поведения, чувства принадлежности к группе;
  • формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками;
  • обучать детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Основной целью психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет является развитие эмоционально-волевой и личностной сфер.

Основными задачами являются следующие:

  • формировать условия для перехода на новую форму общения;
  • углублять представления об основных человеческих чувствах (радость, грусть, удивление, страх, гнев);
  • учить выражать их словами и мимикой в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;
  • учить распознавать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние;
  • формировать у детей отношение к своим чувствам и переживаниям как к регуляторам общения и поведения;
  • учить замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • формировать словесные формы выражения адекватной самооценки
  • формировать позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.