КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИВАЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА»
Вы что не слышите, как ваши дети шумят?” – сказала раздраженная бабушка, грубо окликая меня в маршрутке. При этом она разговаривала по телефону и кого-то сильно отчитывала, а дети мои даже не плакали, а смешили друг друга, по-детски, заливаясь задорным хохотом. “Надо же” – сказала моя пятилетняя Алиса, – а в нашей семье радоваться – это здорово! ”Бабушка – это только пример. Какое количество родственников, прохожих и соседей воспитывают нас, родителей, на предмет не только громких звуков, но и эмоций наших детей: “Не кричи”, “Не плачь”, “Громко смеешься”, “Шумишь”, “Не злись”…
Мир, в котором мы живем, заставляет нас испытывать очень разные переживания — от самых положительных до самых отрицательных. Сегодня человек полон радости и любви, он испытывает счастье и покой, но приходит время, и он чувствует себя несчастным, у него что-то болит, ему грустно, он впадает в отчаяние. Когда мы не понимаем своих чувств, мы теряем целостность и создаем дисбаланс и дистресс, которые оказывают отрицательное влияние на нас самих и на тех, кто нас окружает.
Когда мы понимаем свои чувства, то естественным образом происходит исцеление: наша жизнь движется к гармонии, радости и покою. Именно такую жизнь мы желаем себе и своим детям!
Но было ли у вас такое: вы спрашиваете ребенка о его о чувствах, а кроме слов “радость” и “грусть” ничего больше не приходит на ум ни вам, ни ребенку? Вы задаете ему коучинговые вопросы, а на вопрос: “Что ты чувствуешь?”, – ребенок мычит что-то типа: “Ничего” или “Не знаю”…
Если это вам знакомо, то читайте обязательно дальше!
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Здесь необходимо четко осознавать, что чувства — это то, что мы чувствуем. Чувства возникают на основе ощущений. Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение. А эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру.
Выделяют четыре составляющие понятия «эмоциональный интеллект»:
- Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
- Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
- Понимание эмоций.Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
- Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Но, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить.
Таким образом становиться очевидным важность овладения ребенком способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.
Эмоции детей младшего дошкольного возраста являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).
Ребенок данного возраста очень восприимчив к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное условие развития эмоционального интеллекта в этом возраста - проявление по отношению к ребенку любви, ласки. Рекомендовано также использовать ласковые слова, тактильный контакт (поглаживания, поцелуи). Важно хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т.д.). В доступной для ребенка форме обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Необходимо замечать и порицать проявление ребенком недоброжелательных действий по отношению к другим взрослым и детям.
Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном возрасте являются: сам взрослый как носитель этих эмоций, вся окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Развитию эмоционального интеллекта дошкольников можно осуществлять по трем направлениям.
Сначала необходимо знакомить детей с базовыми эмоциями, разъяснять содержание слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, соотносить их с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа. Здесь решающее значение имеет возраст ребенка. Дошкольник 3-5 лет может быть знаком с такими базовыми чувствами как радость, грусть, страх, злость, обида. К 6-7 годам он отлично знает, что такое интерес, скука, отвращение, удивление, стыд, вина и восхищение.
Мне нравятся дидактические карточки для занятий с детьми издательства “Маленький Гений”: на обратной стороне каждой картинки – очень интересная информация. Начните вместе рассматривать карточки (не более 1-2 за 1 раз): расскажите, как называются те или иные эмоции (оказывается, детки дошкольного возраста действительно зачастую кроме радости и грусти ничего другого не знают). Спросите: когда ребенок испытывал эту эмоцию? Будьте готовы слушать всем сердцем, все, что дети хотят вам сказать! И записывайте! Увидите: столько всего откроется вам!
Предложите ребенку придумать каждой эмоции свой цвет. Удивительно, как дети интуитивно выбирают светлые цвета – для положительных эмоций, и темные – для негативных. Избегайте любых оценочных высказываний и подсказок, пусть ребенок решает сам, какой цвет ему хочется использовать.
Если малыш хочет выбрать черный цвет для радостного сектора – не пугайтесь, позвольте ему это! Возможно, у него сейчас такое настроение, понаблюдайте за ребенком.
По пути в детский садик можно поиграть в игру «Я радуюсь (злюсь, обижаюсь и т. п. ) когда….»
Рассматривая изображения людей в журналах или семейных фотографии, можно предложить ребенку угадать, какое чувство испытывает тот или иной человек. Затем придумать ситуацию, предшествующую возникновению данного чувства. Интересно записывать свои наблюдения и ответы ребенка.
Детей 4-5 лет можно целенаправленно (но в игровой форме) обучать вербальному и невербальному выражению через ролевые образы, осознавать и понимать собственные эмоции и чувства других людей.
Предложите ребенку:
- с помощью лица (жестов, звуков) показать то или иное чувство;
- произнести одну и ту же фразу голосом радостной или удивленной мамы;
- изобразить эмоцию с помощью движения тела, не выдавая ее лицом;
- показать походку грустного или злого человека;
- нарисовать эмоцию в виде геометрической фигуры;
Работа по развитию социального интеллекта дошкольников более старшего возраста должна включать обогащение представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия. У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером.
Второе направление можно обозначить как «эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия». Такая работа направлена на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого. Сюда же можно отнести и моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения, обучение способам вербального и невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия. Один из способов развития эмоционального интеллекта — это произведения художественной литературы. Обратите внимание на культурную жемчужину классической литературы – произведения Л.Н. Толстого. Произведения «Волк и коза», «Белка и волк» и др., знакомят дошкольников с такими базовыми эмоциями как интерес, удивление, страх, печаль, радость, развитие которых играют важную роль в социализации ребенка.
Третье направление - обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции (релаксация), а также вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
Данная тема (в частности, второе и третье направление) обязательно будет более подробно раскрыта в последующих консультациях.