КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИВАЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА»

Вы что не слышите, как ваши дети шумят?” – сказала раздраженная бабушка, грубо окликая меня в маршрутке. При этом она разговаривала по телефону и кого-то сильно отчитывала, а дети мои даже не плакали, а смешили друг друга, по-детски, заливаясь задорным хохотом. “Надо же” – сказала моя пятилетняя Алиса, – а в нашей семье радоваться – это здорово! ”Бабушка – это только пример. Какое количество родственников, прохожих и соседей воспитывают нас, родителей, на предмет не только громких звуков, но и эмоций наших детей: “Не кричи”, “Не плачь”, “Громко смеешься”, “Шумишь”, “Не злись”…

Мир, в котором мы живем, заставляет нас испытывать очень разные переживания — от самых положительных до самых отрицательных. Сегодня человек полон радости и любви, он испытывает счастье и покой, но приходит время, и он чувствует себя несчастным, у него что-то болит, ему грустно, он впадает в отчаяние. Когда мы не понимаем своих чувств, мы теряем целостность и создаем дисбаланс и дистресс, которые оказывают отрицательное влияние на нас самих и на тех, кто нас окружает. 

Когда мы понимаем свои чувства, то естественным образом происходит исцеление: наша жизнь движется к гармонии, радости и покою. Именно такую жизнь мы желаем себе и своим детям!

Но было ли у вас такое: вы спрашиваете ребенка о его о чувствах, а кроме слов “радость” и “грусть” ничего больше не приходит на ум ни вам, ни ребенку? Вы задаете ему коучинговые вопросы, а на вопрос: “Что ты чувствуешь?”, – ребенок мычит что-то типа: “Ничего” или “Не знаю”…

Если это вам знакомо, то читайте обязательно дальше!

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать  на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Здесь необходимо четко осознавать, что чувства — это то, что мы чувствуем. Чувства возникают на основе ощущений. Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение. А эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру.

Выделяют четыре  составляющие понятия «эмоциональный интеллект»:

  1. Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
  2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
  3. Понимание эмоций.Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
  4. Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.   Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может  в жизни быть успешным человеком.

Но, ни в коем случае, нельзя  недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить.

Таким образом становиться очевидным важность овладения ребенком  способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; 
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.  Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.

Эмоции детей младшего дошкольного возраста  являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).

Ребенок данного возраста очень восприимчив к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное условие развития эмоционального интеллекта в этом возраста - проявление по отношению к ребенку любви, ласки. Рекомендовано также использовать ласковые слова, тактильный контакт (поглаживания, поцелуи).  Важно хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности  (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т.д.). В доступной для ребенка форме обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Необходимо замечать и порицать проявление ребенком недоброжелательных действий по отношению к другим взрослым и детям.  

Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном возрасте являются: сам взрослый как носитель этих эмоций, вся  окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.

Развитию эмоционального интеллекта дошкольников можно осуществлять по трем направлениям.

Сначала  необходимо знакомить детей с базовыми эмоциями, разъяснять содержание слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, соотносить их с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа. Здесь решающее значение имеет возраст ребенка. Дошкольник 3-5 лет может быть знаком с такими базовыми чувствами как радость, грусть, страх, злость, обида. К 6-7 годам он отлично знает, что такое интерес, скука, отвращение, удивление, стыд, вина и восхищение.

Мне нравятся дидактические карточки для занятий с детьми издательства “Маленький Гений”: на обратной стороне каждой картинки – очень интересная информация. Начните вместе рассматривать карточки (не более 1-2 за 1 раз): расскажите, как называются те или иные эмоции (оказывается, детки дошкольного возраста действительно зачастую кроме радости и грусти ничего другого не знают). Спросите: когда ребенок испытывал эту эмоцию? Будьте готовы слушать всем сердцем, все, что дети хотят вам сказать! И записывайте! Увидите: столько всего откроется вам!

Предложите ребенку придумать каждой эмоции свой цвет. Удивительно, как дети интуитивно выбирают светлые цвета – для положительных эмоций, и темные – для негативных. Избегайте любых оценочных высказываний и подсказок, пусть ребенок решает сам, какой цвет ему хочется использовать.

Если малыш хочет выбрать черный цвет для радостного сектора – не пугайтесь, позвольте ему это! Возможно, у него сейчас такое настроение, понаблюдайте за ребенком.

По пути в детский садик можно поиграть в игру «Я радуюсь (злюсь, обижаюсь и т. п. ) когда….»

Рассматривая изображения людей в журналах или семейных фотографии, можно предложить ребенку угадать, какое чувство испытывает тот или иной человек. Затем придумать ситуацию, предшествующую возникновению данного чувства.  Интересно записывать свои наблюдения и ответы ребенка.

Детей 4-5 лет  можно целенаправленно (но в игровой форме) обучать вербальному и невербальному выражению через ролевые образы, осознавать и понимать собственные эмоции и чувства других людей.

Предложите ребенку:

  • с помощью лица (жестов, звуков) показать то или иное чувство;
  • произнести одну и ту же фразу голосом радостной или удивленной мамы;
  • изобразить эмоцию с помощью движения тела, не выдавая ее лицом;
  • показать походку грустного или злого человека;
  • нарисовать эмоцию в виде геометрической фигуры;

Работа по развитию социального интеллекта дошкольников  более старшего возраста должна включать обогащение представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия. У детей эмпатия развита слабо, поэтому важно им показывать сострадание, сочувствие и доброту своим примером.

Второе направление можно обозначить как  «эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия». Такая работа направлена на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого. Сюда же  можно отнести и моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения, обучение способам вербального и невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия. Один из способов развития эмоционального интеллекта — это произведения художественной литературы. Обратите внимание на культурную жемчужину классической литературы – произведения Л.Н. Толстого. Произведения «Волк и коза»,  «Белка и волк» и др., знакомят дошкольников с такими базовыми эмоциями как интерес, удивление, страх, печаль, радость, развитие которых играют важную роль в социализации ребенка.

Третье направление - обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции (релаксация), а также  вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.

Данная тема (в частности, второе и третье направление) обязательно будет более подробно раскрыта в последующих консультациях.