КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ"

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошко­льника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовно­сти»? Это прежде всего мотивационная готовность, интеллек­туальная готовность, волевая готовность, а также достаточ­ный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовностьэто наличие у детей жела­ния учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готов­ность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, жела­ние пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что по­пасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и дру­гие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не може­те не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а портфеля или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интерес­ную игру, но не мешают старшим братьями или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые пра­ва, например, на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привиле­гии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что, для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступ­ных примерах можно показать важность уроков, оценок, школь­ного распорядка.
Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, ис­ключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу - там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки при­носить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нот­ка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пой­дёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятель­но выполнять все школьные требования.
Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам по­ведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в те­чение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотива­ция. Однако это уже зависит от того, как и чему ребёнок будет учиться в школе. Мы говорим только о готовности, то есть о со­стоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязан­ности и правила и являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без та­кой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и пи­сать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстанов­ка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, нега­тивное отношение к товарищам или учительнице. Так или ина­че, но такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.

Интеллектуальная готовность. Многие родители счита­ют, что именно она является главной составляющей психологи­ческой готовности к школе, а основа её - это обучение детей на­выкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причи­ной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарова­ний при отборе в школу.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько ма­шинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчи­тать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребёнок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, кото­рый предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою дея­тельность.
Помимо этого ребёнок должен уметь различать цвет и фор­му, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Ес­ли..., то...», то есть уметь решать простые логические задачи.
У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представ­ления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение - впереди, сзади, справа, сле­ва, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте в этом ребёнка, играя с ним.
Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине(больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три, ...) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказыва­ется: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на вы­полнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
А осознаём ли мы, взрослые, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребёнка неверо­ятных усилий? Опытные педагоги специально обучают детей этим позам.
Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, привести себя в порядок, завя­зать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за сто­лом вести себя «как следует», или его приходится кормить от дельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорга­низации при выполнении учебных заданий.
Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координации, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движе­ния с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисо­вать). Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность ли­ний. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположе­ние штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увели­чены или уменьшены, если нарушена координация, то необхо­димы специальные тренировочные занятия.
Очень важный элемент готовности к школе - умение ребён­ка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с кон­структором, с заводными и сложными игрушками, как выполня­ет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения ра­ботать не может, на инструкцию не обращает внимания или бы­стро её забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдёт». Занятия, направленные на умение действовать по инструкции, проводить не очень просто - набе­ритесь терпения. Вам придётся настойчиво и спокойно возвра­щать ребёнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребёнок устал, перевозбуждён или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребёнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если рабо­та эта будет не одноразовой, а переходящей - от одного дня к следующему.
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к шко­ле - умение жить в коллективе, считаться с интересами окру­жающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учи­телей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.
Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия по коррекции звукопроизношения помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и дру­гих дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкну­тым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
Наибольшие трудности в младших классах испытывают де­ти, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

У детей важно сформировать следующие навыки общения:

  • умение слушать собеседника, не перебивая его;
  • говорить самому только после того, как собеседник закон­чил свою мысль;
  • пользоваться словами, характерными для вежливого обще­ния, избегая грубостей.

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят к ним подстраиваться, сколько об умении слушать, вни­кать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно разви­вать такое умение и дома, давая детям разные (вначале неслож­ные) задания. При этом обязательно нужно просить детей по­вторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они всё ус­лышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно предложить ребёнку объяснить, зачем он будет это делать, мож­но ли выполнить порученное задание разными способами. Если даётся несколько заданий подряд (или если ребёнок затрудняет­ся в выполнении сложного задания), можно прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.
Если деятельность ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо разви­той. Если же ребёнок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у ребёнка отсутствует, он не готов к школь­ным занятиям. Значит, надо продолжать с ним выполнять тре­нировочные упражнения и прежде всего учить его слушать сло­ва взрослого.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверст­никами. Организация различных развлечений, детских праздни­ков, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каж­дой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать дру­гим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
Родители должны не только научить ребёнка слушать дру­гих, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребён­ка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это - залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения.
В 1 классе детей учат не только писать, читать и считать, но умению учиться и основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться и чем оно отличается от умения чи­тать, считать и писать?

Ребенок, который умеет учиться:

  • понимает, что он чего-то не умеет, не может, приучен гово­рить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не по­нял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква «Ю»;
  • умеет отличить новую задачу от старой и задумывается над тем, как её решить, а не спешит с первым попавшимся ответом;
  • отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыс­лив, посмотрев, «понюхав, пощупав», от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, извлечённых из учебника и книг или добытых у взрослого;
  • может не просто сказать взрослому о своём незнании, не­умении, непонимании в негативной манере («Я не знаю», «Я за­был», «У меня не получается»), но даже сформулировать при­чины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения («Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа
    на «Москвич», а сзади - на «Жигули», а не объявляющий с ви­дом знатока, что это - «Жигули» новой модели).

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

  • настроен исключительно на игру;
  • недостаточно самостоятелен;
  • чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
  • имеет серьезные нарушения речевого развития;
  • не умеет общаться со сверстниками;
  • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Присмотритесь к своему ребёнку: нет ли у него этих трудностей? Если нет, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрас­но справится со всеми школьными трудностями.
В последний год перед школой нужно постараться преодо­леть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребёнок иг­рает со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требова­ниям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на во­просы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.