КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

СКАЗКИ-ПОДСКАЗКИ: АДАПТАЦИЯ К ДОУ

Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребёнка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, – на языке детской фантазии и воображения. И помогут в этом...сказки, но не обыкновенные, а психологические. 

Сказки, предлагаемые в данной консультации, направлены на облегчение процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ. Они описывают различные режимные моменты, часто вызывающие переживания ребенка и помогают ему не только прояснить ситуацию, но и прожить ее заново, отреагировать сложные чувства, освободиться от них естествееным для ребенка способом. Лучше, если сказка будет не читаться, а рассказываться (близко к тексту): медленно, выразительно. Лучше делать это за несколько часов до сна. За один подход знакомьте ребенка только с одной сказкой (с наиболее актуальной для Вас на сегодня ситуацией). После прочтения желательно дать ребенку время, по прошествии которого он может начать говорить на эту тему (а может и нет - не торопите его). На следующий день предложите ребенку выбор: прочитать новую сказку (уже не из данной консультации, достаточно знакомить ребенка с одной сказкой в неделю) или вернуться к вчерашней.

Знакомство с детским садом

Жила-была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слонёнок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть, и вот этот день настал.

Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одежду и повезла на машине в детский сад. В детском саду его встретила тётя воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет складывать свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими.

Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников: они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашёл занятие — он увидел машинку, взял её и стал катать. А потом тётя няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, пили чай с хлебом и маслом. После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошёл другой слонёнок, они познакомились и подружились. Слонёнка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело провели время. Тоша даже не заметил, как пришла мама.


Если ребёнок не хочет идти в сад

 — Мама, ну мама!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла. — Давай останемся дома! Ну давай!

— Хорошо, — ответила мама. И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.

 — Алла, Алла, привет! — донеслось откуда-то сбоку. Девочка огляделась и увидела Инну.

 — А ты почему в детский сад теперь не ходишь? — спросила Аллу Инна. — Мы, все ребята, так тебя ждём! А ещё у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже всё обыскали, нигде их нет!

 — Как пропали? — всполошилась Алла. — Где же они могут быть?

 — Не знаю, — грустно ответила Инна. — Ну так что? Ты завтра придёшь?

 — Приду, обязательно приду, — задумчиво сказала девочка.

На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести её в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже…

— Кубики, ну где же вы? — грустно спросила Алла. Но они так и не появились. Вечером мама пришла в детский сад, забирать дочку домой. Аллочка оделась, и они пошли. Идут через парк, дождик моросит. Вдруг Алла видит, что её любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат.

— Мама, смотри! — воскликнула девочка. — Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести. Мама дала дочке большой пакет, и девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики.

— Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принёс?

— Привет, Алла! — обрадовались игрушки. — Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты всё к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись.

— Вот оно что! — засмеялась девочка. — А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить!

А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им Дед Мороз дарил подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков, и многое-многое другое. Утром, проснувшись и собираясь в садик, девочка подумала: «А в садике хорошо!» И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.

Когда ребёнок боится, что мама его не заберёт

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберёт вечером из детского сада. Он всё время спрашивал: «Мама, а ты вечером меня заберёшь?» — «Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы». Но Зайка всё никак не мог в это поверить и спрашивал всё снова и снова. Случайно этот разговор услышал Слонёнок. Он ходил в ту же группу, что и Зайка, и спросил у Зайки на прогулке:

 — Зайка, неужели ты боишься, что мама тебя не заберёт домой?

 — Да, я очень боюсь, что мама оставит меня здесь, — ответил Зайка. На это Слонёнок сказал: — Ты чего, Зайка! Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки. Зайка спросил:

— Совсем-совсем пустой?

     Слонёнок ответил:

 — Совсем-совсем. Детки только утром приходят в садик. Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой. Когда вечером зверята поужинали, Слонёнок и Зайка стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львёнка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним, Слонёнку и Зайчонку не удалось посмотреть, так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайке так понравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.

Если ребёнок не хочет спать в детском саду

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём, и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки, и кроватки их грели. Малышам было в кроватках хорошо, тепло, и они засыпали. Кроватки очень радовались.

 И только одной кроватке не досталось ребёночка, и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот пришла в садик новенькая девочка, которую положили именно в эту кроватку.    Кроватка так обрадовалась! Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила, кроватка старалась скорее согреть её и подарить сон.

Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку, она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать, и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её согревать.

Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам, привезли в детский сад, застелили красивым бельём… Каждая кроватка мечтала о том, чтобы в ней отдыхал ребёнок. И наша кроватка тоже. И у тебя в садике тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит согревать тебя и радуется, когда ты спишь в ней. Если ты пока не можешь побыть в своей кроватке в садике, может, разрешишь своей игрушке поспать в ней? Кроватке не будет так одиноко и, может быть, они даже подружатся. А потом вы сможете дружить все вместе.

Если ребёнок грустит в детском саду

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала. На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, ела кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками.

Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.

И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, о маме подумала и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали…  А слёзки сами собой всё равно капают, так: «Кап-кап-кап…»  И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работу, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.

Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки и щёчки от слёз совсем мокрые стали. И решил ей помочь: «Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь!» Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела.

А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе стали с воспитателем интересную книжку читать.

С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка, и никогда в садике больше не грустит.

Благоприятному протеканию процесса адаптации могут помочь книги на данную тему для детей и их родителей. Сейчас их великое множество: Я иду в детский сад из-во Карапуз, Зайка идет в садик из-во Карапуз, Зайчик Сева не хочет идти в детский сад А. Ласточкина, С. Петрова, Я иду в детский сад А. Кутявина, Детский сад для зверят М. Полякова, Поцелуй в ладошке П. Одри, Макс в детском саду А. Грецкая, Детский сад без слез Т. Григорьян, Мишонок Тим идет в детский сад и Мышонок Тим мама на работе А. Казалис и многие другие.