КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

БОЛЕЗНЬ 21 ВЕКА

Они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Родители и воспитатели часто принимают их за одаренных детей со своими особенностями, но врачи уже давно определили их диагноз — «расстройство аутистического спектра» (аутизм).

В 2019 году в России количество детей  с РАС составляло 23000 человек, в 2020 – почти 33000. Некоторые ученые называют РАС болезнью 21 века.

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта.

Рассмотрим некоторые особенности детей с РАС более подробно.

Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Диапазон подобных пристрастий очень широк. Часть из них носит форму особых интересов, постоянных увлечений ребенка, и тогда они не вызывают отрицательной оценки посторонних, но могут утомлять и раздражать близких (бесконечные монологи на одну и ту же тему, одни и те же навязчивые вопросы, на которые ребенок как бы не слышит ответа; требования месяцами одной и той же книжки, пластинки, мультфильма, календаря и при этом категорический отказ от попыток родителей как-то «расширить репертуар»).

У детей с РАС часто наблюдается своеобразие предметной деятельности: повышенный интерес к механизмам, внутренностям предметов, крутящимся колесам, интерес к предметам, как к носителям определенных свойств, а не как к тому, что можно и нужно использовать в быту. Иногда предметная деятельность носит вычурный характер: например, опутывание всей квартиры проводами.

В других случаях – это постоянное повторение одних и тех же действий, часто кажущихся бессмысленными, непонятными: открывание и закрывание дверей, «потрясывание» палочками, перебирание веревочек, шуршание целлофановыми пакетами, листание страниц книг, разрывание бумаги и т. д. Ребенок бывает полностью поглощен этими действиями: когда он совершает их, у него особо сосредоточенное, даже одухотворенное выражение лица.

Он явно стремится к получению совершенно определенного сенсорного эффекта, мастерски подбирая для этого нужные свойства предметов (определенной жесткости и длины палочки для трясения, только одной толщины и фактуры бумага для разрывания и т. д.). Может наблюдаться стремление к воспроизведению и более сложных аффективных действий (одинаково коверкать слова, выкладывать геометрические орнаменты, проделывать бесконечные счетные операции).

Выделяют следующие формы самостимулирующих действий:

  • визуальная (постоянно моргает, шевелит пальцами перед глазами);
  • слуховая (щелкает пальцами, издает голосовые звуки, вертит предмет на столе);
  • тактильная (скребет или трет кожу руками или каким-либо предметом);
  • вестибулярная (раскачивания);
  • вкусовая (засовывает части тела или предметы в рот, лижет их);
  • обонятельная (нюхает различные предметы или обнюхивает людей).

Как уже было сказано выше, у большинства детей с РАС, имеются нарушения в сенсорной сфере. Дети с расстройствами аутистического спектра могут быть чрезвычайно чувствительными кразличным сенсорным раздражителям, таким как звуки, свет, текстуры, вкус и запахи. Некоторые дети могут волноваться, касаясь, слыша или видя определенные вещи, такие как звонок, мигающие огни, прикосновение к чему-то холодному, дегустация определенных продуктов или специфический  запах (например, дезинфицирующего средства). Парадоксальность заключается в том, что неприятные воздействия, например, болевые, могут восприниматься спокойно, а нейтральные – шепот, шум, сумеречное освещение вызывают неприятные ощущения. Ребенок может бояться испачкаться, намочить одежду, отказываться от рисования пальчиковыми красками совсем не из-за большой любви к чистоте, а по причине повышенной тактильной чувствительности.

Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением эти дети часто отказываются, поскольку социальное назначение предметов для них менее важно, нежели их сенсорные свойства.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Для аутичных детей характерно отсутствие социально эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей. Часто дети с аутизмом проявляют эмоции, противоположные эмоциям окружающих (например, радуются, когда другой ребенок плачет). Им очень сложно «считывать» эмоции других людей, так как мимика человека обычно подвижна и часто меняется – малыш с РАС «не успевает» распознать эмоциональную реакцию. Гораздо легче взаимодействовать с образом, похожим на человека – например, куклой. Можно наблюдать, как ребенок внимательно рассматривает лицо достаточно крупной куклы (пупса), то приближая, то отдаляя игрушку от себя.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, снеговика, некоторых слов, не наступает на листья, упавшие с деревьев  и т. п. 

Как правило, ребенок с РАС не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается. Часто существует некий критерий, определяющий выбор ребенка (только ресторанные блюда, только пища консистенции пюре, только одна марка изготовителя и т.п.).  Пищевое поведение ребенка может отражать потребность в постоянстве. Речь идет не просто о еде в одно и то же время: зачастую маленькому аутисту нужно сидеть на одном и том же месте во время еды, есть из одной и той же тарелки и пр.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определённых ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или режиме могут стать для них травмирующим фактором. Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Серьезные трудности детей с РАС проявляются в общении с окружающими. Ребенок может с удовольствием бегать вместе со сверстниками, но когда другие дети начинают делать что-то другое, он продолжает бегать по кругу – ребенку просто нравится бегать. Или можно наблюдать у дошкольника сюжетно-ролевую игру типа «кухня» - он активно «режет» овощи для  супа,  но других действий по сюжету (положить овощи в кастрюлю, помешать, посолить, съесть) не выполняет – его интересует только процесс «нарезания».

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков).

Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова. 

ВНИМАНИЕ! Аутизм и РАС – это не одно и то же. Аутизм  это и конкретный диагноз, и общий термин, обозначающий все расстройства, связанные со специфическими эмоциональными расстройствами (в т. ч. РАС). Консультация носит ознакомительный характер, поэтому здесь термины используются как синонимы.

РАС – преодолимое состояние. Чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка важно как можно раньше прояснить ситуацию (аутизм или нет) и с помощью специалистов различного профиля начать работу по установлению эмоционального контакта, развитию сенсомоторных способностей,  формированию навыков социального взаимодействия, развитию речи и т. д.

Помочь внести ясность в ситуацию и наметить дальнейшие шаги может помочь педагог-психолог ДОУ.