КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Психологическая готовность, или школьная зрелость, – комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Если ребенок психологически не готов к обучению, то адаптация в 1-м классе будет длительной и даже травмирующей.
Каждый ребенок проживает период приспособления к школе. Чем больше у него развиты нужные умения, качества и навыки, тем быстрее и безболезненнее пройдет адаптация к новым условиям.
Основными компонентами психологической готовности ребенка к регулярному обучению в школе являются следующие: интеллектуальная готовность,мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность, физиологическая готовность. Рассмотрим вопрос более подробно.
Интеллектуальная готовность.
Зачастую под готовностью к школе родители воспринимают только этот аспект. Точнее, определенные навыки: умение читать, решать примеры и писать (печатные буквы или узоры по клеточкам). Это очень важные навыки, однако они скорее дублируют часть школьной программы за первый класс, чем формируют предпосылки к овладению грамотой, математикой и пр.
Безусловно, важно чтобы ребенок к школе был умственно развит. Нужно понимать, что в основе детского развития лежит их собственная познавательная активность – любознательность. И именно взрослый (родитель, педагог) должен удовлетворять потребность детей в получении ответов на интересующие вопросы. Если своим вниманием взрослые (родители) поддерживают его интерес к познанию, то ребенку будет легче развиваться.
Можно часто наблюдать, как естественная любознательность ребенка гаснет, если функции друга, аниматора, взрослого для него выполняет телефон или планшет. И тогда в школе, даже начальной, где процесс обучения не такой яркий, динамичный и захватывающий, как мир компьютера, у детей возникает интеллектуальная пассивность, которая приводит их в число отстающих. Ребенок привыкает получать «диванный» адреналин, и тогда следующий «двигатель» его развития – умение обобщать, делать выводы, анализировать перестает «работать».
Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребёнок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность.
Помимо этого ребёнок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Если..., то...», то есть уметь решать простые логические задачи.
У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение - впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте в этом ребёнка, играя с ним.
Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине(больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три, ...) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
А осознаём ли мы, взрослые, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребёнка невероятных усилий? Опытные педагоги специально обучают детей этим позам.
Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, привести себя в порядок, завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за столом вести себя «как следует», или его приходится кормить от дельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.
Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координации, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.
Очень важный элемент готовности к школе - умение ребёнка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро её забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдёт». Занятия, направленные на умение действовать по инструкции, проводить не очень просто - наберитесь терпения. Вам придётся настойчиво и спокойно возвращать ребёнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребёнок устал, перевозбуждён или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребёнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей - от одного дня к следующему.
Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.
Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия по коррекции звукопроизношения помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность – это желание учиться (это процесс!), получать новые знания (это результат!).
Мотивационную готовность обеспечивают, прежде всего, родители учащегося. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к школьной жизни, серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых, родителей к учению, как к деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Родителям и другие взрослым важно позитивно высказываться о школе, чтобы не поднимать у ребенка уровень тревожности и формировать учебную мотивацию.
На диагностике, к сожалению, дети чаще всего говорят, что идут в школу, чтобы «получать 5», «есть обед», а иногда – потому что «мама заставляет». Нужно, чтобы в дошкольный период ребенок «успел наиграться» и тогда процесс обучения (и «приготовления» уроков, в т. ч.) будет для него более увлекательным, чем игра. Хотя младший школьник, особенно если это мальчик, будет увлеченно играть еще несколько лет.
Эмоционально-волевая готовность.
Эмоционально-волевая готовность - это умение управлять своим поведением. А еще в нее входят навыки произвольной регуляции внимания, эмоциональную устойчивость. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, делать усилия к его реализации; преодолевать препятствия.
Из-за отсутствия мотивации и несформированности произвольной регуляции своего поведения некоторым детям трудно выполнять школьные требования и соблюдать распорядок дня.
Коммуникативная готовность.
Коммуникативная готовность включает качества, благодаря которым дети могут полноценно общаться со сверстниками и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где все заняты общим делом, ему нужно уметь устанавливать взаимоотношения, входить в детское общество, действовать совместно, уметь уступать и защищаться.
Ученик должен иметь потребность в общении, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. Важно, чтобы школьник развивал способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Коммуникативная готовность к школе сформирована, если: ребенок легко включается в компанию играющих детей, умеет выслушивать чужое мнение, не перебивая, соблюдает очередь в ситуациях, когда это необходимо, умеет участвовать в разговоре с несколькими людьми, может поддержать беседу.
Физиологическая готовность.
Физиологическая зрелость – это своеобразный индикатор дошкольника, индивидуальный показатель готовности ребенка к систематическому обучению, который обусловлен влиянием как биологических, так и социальных факторов.
Пропорции тела, т.е. отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение скорости роста). В это время у ребенка интенсивно растут руки и ноги, считается, что одновременно происходит созревание головного мозга и определенное изменение нейроэндокринологических реакций, позволяющее ребенку легко обучаться письму и спокойно, без внутреннего напряжения выдерживать уроки по 30-35 минут.
Смена молочных зубов указывает на то, что организм ребенка достиг физической зрелости. Большинство педиатров считает, что у будущего школьника должны быть от 4 до 10 постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у девочек. В 6-7 лет прорезываются передние, центральные и боковые резцы).
Биологический возраст ребенка - уровень развития скелета и степень морфофункциональной зрелости организма, т. е. зрелость мозга легко проверить с помощью следующего теста. Попросите ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проводя руку над теменем. Дети старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот 5-6 лет не может этого сделать, поскольку руки еще коротки. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Готовностью руки к письму – это развитая тонкая моторика и координация движений руки. Тонкая моторика - это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво, а самое главное – легко.
В таблице ниже приведены наиболее частые причины недостаточной сформированности психологической готовности к школьному обучению и способы решения проблем.
Причины |
Способы решения |
Недостатки в воспитании: гиперопека, авторитарность, вседозволенность, неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком). |
Консультация педагога-психолога.
|
Недостатки соматического развития ребенка: часто болеющие дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, теряют внимание и утомляются |
Консультация врача-невролога.
|
Невротические проявления: заикание, тики, энурез, истерия, неврастения. |
Консультация и наблюдение врача-невролога.
|
Последствия перинатальных поражений: задержка психического, моторного или речевого развития; церебрастенический синдром (перепады настроения, двигательное беспокойство, тревожный сон, метеозависимость); синдром гиперактивности с дефицитом внимания (агрессивность, импульсивность, трудности концентрации и поддержания внимания, нарушения обучения и памяти). |
Консультация и наблюдение врача-невролога, невропатолога, психиатра.
|
Поздние проявления родовой травмы: сколиоз, частые головные боли, снижение мышечного тонуса, резкое снижение зрения. |
Задача родителей – своевременно оценить «сильные» и «слабые» стороны своего ребенка, создать условия для развития необходимых качеств и тем самым обеспечить положительную установку на обучение.
Лучшая возможность для этого - нейропсихологическая диагностика.
Нейропсихология – это наука о связи мозга с познавательной (интеллектуальной) деятельностью человека. Нейропсихологическая диагностика с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в своё время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Лучше всего пройти диагностику в начале учебного года, чтобы в случае необходимости было время для коррекции тех или иных трудностей. Нейропсихологическая коррекция направлена на устранение причин трудностей, а не «натаскивание» ребенка на «словарные» слова и правила, механическое выучивание таблицы умножения и пр.
С недавнего времени ВНЕ ДОУ я работаю в качестве детского нейропсихолога. Чтобы такая деятельность была эффективной, подготовилась основательно - прошла переподготовку по специальности "Клиническая психология" и курсы повышения квалификации по специальности «Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений развития в детском возрасте» http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/home/obrazovanie-i-povyshenie-kvalifikatsii
Будущее ребенка в Ваших руках!