КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПОЧЕМУ ВАЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ

И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Изначально ребёнок берёт карандаш или ручку так, как ему удобнее. И в большинстве случаев это будет неправильный захват, потому что для формирования верного захвата надо приложить усилия, чтобы мышцы запомнили нужную позицию! Почему нужно учить ребёнка правильно держать ручку как можно раньше  и как это сделать  – ответы в данной консультации.

Очень часто на обследовании детей 4-5 лет к ПМПК и диагностике готовности к школе воспитанников подготовительных групп вижу, что у ребенка недостаточно сформирован кистевой, пальцевый праксис. Это можно увидеть невооруженным глазом, просто обратив внимание на то, как ребенок держит карандаш или ручку.

Признаки неправильного захвата ручки при письме:

  • Удержание карандаша/ручки в кулаке;
  • Сильное сдавливание карандаша в руке;
  • Верхняя часть ручки/карандаша смотрит строго вверх или в противоположную сторону от плеча;
  • Неправильное расположение пальцев при захвате;
  • Слишком низкое/высокое расположение пальцев на карандаш.

Если не научить ребёнка правильно держать ручку, то в кисти и пальцах возникнет избыточное напряжение, которое станет причиной боли и онемения руки. Из-за этого будет очень сложно тренировать навык  письма (автоматизацию). Соответственно, будет ухудшаться почерк. Особенно это становится заметно в 5 классе, а в 7 уже просто ничего не разобратНеправильная манера держать ручку на письме уже в старших классах может привести к писчему спазму, который является одной из форм фокальной дистонии (характеризуется избирательным нарушением моторной функции ведущей руки). На её наличие указывают болевые ощущения, дрожание пальцев, слабость кисти, тонические спазмы, из-за которых ребёнок просто не может продолжать дальше писать.

Неправильный захват ручки также приводит к ухудшению осанки, вполне вероятно даже снижение остроты зрения и даже отказ от выполнения письменных работ (в младшей школе).

 Как научить правильно держать ручку/карандаш? Для этого необходимо:

  • Расположить указательный и большой палец под прямым углом, а остальные пальцы согнуть в ладони (1).
  • Разместить ручку на вторую фалангу среднего пальца: он должен оказаться в углублении между указательным и большим пальцами. После этого пальцы сжимаются (2).
  • Проверить правильность захвата ручки.

 

Рассмотрим, как формируются предпосылки для формирования правильного писчего хвата:

  • От рождения до полугода у ребенка активен хватательный рефлекс, который помогает ребенку научиться брать предметы. К 6 месяцам в норме он угасает, и происходит дальнейшее активное развитие произвольных движений кистью и пальцами.
  • Примерно в возрасте 3-5 месяцев ребенок начинает целенаправленно брать погремушку и другие оказавшиеся поблизости предметы. Он делает это с помощью крупного ладонного захвата. При этом большой палец не противопоставлен, а захват осуществляется с внешней стороны ладони (со стороны мизинца).
  • К 6 месяцам ладонный захватстановится более точным и скоординированным, пальцы равномерно обхватывают предмет, большой палец участвует в движении.
  • 7 месяцев: появляется лучевой ладонный захват. Предмет начинает захватываться со стороны большого пальца.
  • В 8 месяцев ребенок начинает использовать захват грабельного типа – загребающий захват . Сгибание и разгибание пальцев позволяют притянуть к себе и удержать нужный предмет.
  • 8-10 месяцев: лучевой дигитальный захват .Это уже не ладонный, а пальцевый захват. Ребенок использует три пальца для удержания предмета (большой, указательный, средний), при этом он держит его не кончиками, а подушечками пальцев.
  • 8-10 месяцев: неполный пинцетный захват. Прежде чем взять предмет «пинцетом», ребенок научается делать это с бОльшей площадью поверхности, придерживая фалангами пальцев.
  • 10 месяцев: пинцетный захват. Истинный пинцетный захват позволяет держать предмет кончиками указательного и большого пальца.
  • 12-15 месяцев: ладонный супинатный захват. Предмет удерживается по типу «кинжал» всей ладонью с противопоставлением большого пальца. К сожалению, очень многие дошкольники старше 3 лет, которые приходят ко мне на диагностику, продолжают пользоваться данным видом захвата в процессе принятия пищи и удержания карандаша (для возраста старше 3 лет это уже считается примитивным захватом).
  • 2-3 года: дигитальный пронационный захват . Это переходный захват. Пальцы направлены вниз (при удержании карандаша). Используются все пальцы кисти, при этом предмет находится со стороны большого пальца. Движения кисти недифференцированы, то есть двигается вся рука.
  • 3-4 года: захват 4 пальца. Это правильный, эффективный захват. Три пальца на письменном приборе опираются на четвертый палец.

В большинстве случаев причиной неправильного захвата карандаша является слабая иннервация пальцев пишущей руки и низкая подвижность запястья. Для того чтобы научить ребёнка правильно держать ручку при письме, в некоторых случаях нужно не только отработать правильный её захват, но и выполнять специальные упражнения для развития подвижности запястья.

Работу по подготовке руки к письму стоит начинать с проработки праксиса на уровне всего тела, формирования крупномоторных изолированных движений, чувства ритма, а также работы со средними линиями тела (их несколько), гашения младенческих рефлексов (если они есть). Для занятий отлично подходят кинезиологические мячики и мешочки. Также необходимо выполнять пальчиковую гимнастику (вроде бы банальная рекомендация, но без этого никак).

Очень важно! Если вовремя не показать и не научить ребёнка тому, как держать ручку на письме, то эта привычка быстро укоренится в мышцах, сформировав неправильную нейронную связь в мозге, что негативно может отразиться на аккуратности почерка, беглости письма и даже на отношении к письму.