КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕРЕТ ЧУЖОЕ

 

Рано или поздно мы, родители, сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. И мы начинаем испытывать бурю негативных чувств и эмоций. "Как он мог? У меня растет воришка! Какой кошмар!" думаем мы. И нам стыдно за ребенка, мы злимся на него, обвиняем себя в том, что недостаточно хорошо его воспитали, боимся огласки факта кражи. Но давайте не будем торопиться с выводами и обсудим эту ситуацию подробно, выясним  причины и как нам вести себя в такой ситуации, а чего делать нельзя.

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "чужая".

Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности.Если он принес домой не принадлежащую ему вещь, это может быть ситуация, когда ваш ребенок обменялся игрушкой с другим ребенком по взаимной договоренности. Выясните, действительно ли это так.

В каких же случаях ребенок действительно берет чужое?

  1. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие - чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы ваш малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи).
  2. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом. Может быть, вы дома обсуждаете других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом вы высказываете свою зависть или говорите, что с таких людей нужно брать пример.  Не допускайте, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.
  3. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ей, что даже не осознает, что украл ее. Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются. В таком случае вам, родителям, нужно обратить внимание на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Конечно, не следует сразу бежать в детский магазин за покупкой (так ребенок поймет, что за кражей будет следовать покупка игрушки). Постарайтесь дать ему понять, что игрушка будет куплена ему или подарена в какое-то определенное время (ко дню рождения, после получения заработной платы, дедушка или бабушка подарят и т.д.) Старайтесь, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо  хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность.  Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Вы, например, можете купить ребенку более дешевую машину красного цвета (если ребенок мечтает о дорогой такого же цвета).
  4. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижают (чтобы отомстить обидчику). Помогите выработать правильную позицию и поведение в таких ситуациях, но без того, чтобы забирать игрушку. С малышами очень удобно разыгрывать сценки, где  игрушки решают подобные задачи.
  5. Из-за недостатка родительского внимания. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит. В этом случае родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия  в семье и понимания, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.
  6. Попытка завоевать авторитет среди друзей. Этот пункт является прямым последствием предыдущего пункта. Если вашему ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Поэтому искать глобально решение проблемы следует в ваших отношениях с ребенком. А в отношениях вашего ребенка со сверстниками нужно объяснить, что таком способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей вашего ребенка. При этом дать понять всем друзьям, что бы уважаете, признаете его. Помогите таким образом детям начать дружить. Выявляйте у своего ребенка таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.
  7. Болезнь -  клептомания. Встречается очень редко. В таком случае, если никакие предпринятые вами меры по прекращению воровства не имеют результатов, нужно показать ребенка (психиатру, психоневрологу). Но практика показывает, что количество действительно болеющих такой болезнью людей ничтожно мало.

Спровоцировать детское воровство могут также некоторые ошибки в воспитании:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации;
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Если выяснилось, что вашим ребенком совершена именно кража, важно не совершать следующего:

  • устраивать истерики и скандалы;
  • считать, что с малышом произошло непоправимое;
  • специально лишать ребенка того, в чем он нуждается и из-за чего взял чужую вещь;
  • одобрять или проявлять безразличия на факт воровства;
  • требовать от ребенка публичного признания и раскаяния в содеянном;
  • называть ребенка вором и подобными эпитетами, т.е. вешать "ярлыки";
  • сравнивать с другими детьми или вами: "Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?";
  • требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража;
  • обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

Если вы будете так поступать, то это не только не решит проблемы, но усугубит ее, ваш ребенок может замкнуться в себе, перестанет вам доверять и будет продолжать воровать.

Что же еще нужно сделать в конкретной ситуации, когда вы обнаружили воровство?

  • говорить и думать что ребенок не "своровал" а "взял" чужую вещь;
  • поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее украденным распоряжается. Какие отношения у вашего ребенка с владельцем вещи. Так вы поймете, зачем он это делает.
  • если ребенок испытывает чувство вины перед содеянным, то следует акцентировать внимание ребенка на чувствах владельца вещи;
  • если ребенок не испытывает чувства вины, факт воровства необходимо осудить. Но осудить поступок, а не ребенка;
  • объяснить ребенку, что свою вещь можно брать без проса, а чужую - нельзя. Можно только тогда, когда хозяин разрешит ее взять.
  • вернуть вещь, принадлежащую владельцу. Пойдите и отдайте вещь вместе с ребенком: если понадобится, защитите его. Займите позицию защиты от нападок со стороны владельца вещи, его родителей. Дайте своему ребенку понять, что вы всегда поможете в трудной ситуации.
  • можно постараться делать так, чтобы ваш ребенок вернул вещь самому владельцу без лишних свидетелей;
  • ведите себя порядочно, чтобы ребенок мог достойно вам подражать;
  • если вы стали свидетелем воровства, скажите об этом своему ребенку открыто. Дайте ребенку понять, что вы не одобряете никакого воровства.
  • поощрять ребенка признавать свои ошибки, сознаваться в них.
  • исключить ситуации, провоцирующие воровство (не держать деньги в доступном месте);
  • почитать и обсудить литературу о нравственном воспитании (для малышей - в игровой форме).

С целью профилактики данного поведения можно познакомить ребенка со сказкой «Калейдоскоп». При этом важно не только прочитать сказку, но и обсудить ее, задав вопросы.

«Калейдоскоп»

Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье.

У Дуси был друг — Хомячок Яша. Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим.

Морская свинка Дуся как завороженная смотрела в калейдоскоп. Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго.

После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей.

— Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся.

— Конечно, Дуся, понесу, а то еще тут потеряется, — ответил Хомячок.

Морская свинка Дуся призадумалась: «Если калейдоскоп потеряется, Яша не сможет забрать его домой. А я так мало в него поиграла, да и семья морских свинок такой игрушки никогда не видела».

И вот Хомячок Яша побежал кататься с горки, оставив калейдоскоп у лесенки. Дуся незаметно переложила калейдоскоп к ближайшим кустам. «Дело сделано!» — довольно пискнула она.

—  Яша! Хомячок Яша, твой папа пришел! — позвала воспитательница Мудрая Черепаха.

Хомячок последний раз скатился с горки и побежал к папе.

—  Пока, Яша! — помахала другу Дуся.

— До завтра, Дуся! — крикнул Хомячок Яша и пошел домой, семеня за папой.

Скоро и за Морской свинкой Дусей пришла мама. Малышка побежала было к маме, но неожиданно вернулась обратно и достала из кустов калейдоскоп Хомячка Яши. Мама-морская свинка торопилась и не заметила у своей дочери чужой игрушки.

Вечером Дуся показала калейдоскоп своим родителям. Ей хотелось поделиться с ними своей радостью, ведь такая игрушка есть не у каждого. Но Мама-морская свинка почему-то нахмурилась.

—  Дуся, расскажи нам с папой, откуда у тебя этот калейдоскоп? — спросила она.

— Я нашла его, — ответила Дуся.

— Это очень хорошая находка, — согласился Папа-морская свинка, — но подумай, как грустно сейчас тому, кто потерял эту замечательную игрушку.

— Наверное, его родители не знают, как успокоить бедного малыша, — добавила Мама-морская свинка.

—  Ну, наверное, Хомячок уже наигрался в свою игрушку, раз забыл ее в кустах.

— Так ты все-таки знаешь, чья это игрушка? — сказала Мама-морская свинка и вопросительно посмотрела на Дусю.

—  Это Яша — Хомяк-растеряша. Он забыл калейдоскоп и ушел домой. — Морская свинка Дуся смотрела в пол, а ее щечки покраснели.

—  Помнишь, Дуся, мы гуляли с тобой в парке и забыли твой любимый шарик? — спросил Папа-морская свинка.

— И как потом ты плакала, а мы бегали по парку и искали его, и я не знаю, что бы мы делали, если бы не нашли твой шарик, — добавила Мама-морская свинка.

Морская свинка Дуся подумала о Хомячке Яше, и ей стало грустно.

— Я просто хотела поиграть в калейдоскоп, ведь у меня нет такого. Но я не могла представить, что Хомячок Яша будет плакать, потеряв свою игрушку, — сказала она.

— Мы рады, что ты это поняла. Запомни, Дуся: не стоит брать того, что тебе не принадлежит, даже если эта вещь тебе очень нравится, — сказал Папа-морская свинка, обняв Дусю.

На следующий день Морская свинка Дуся принесла калейдоскоп в садик. Она чувствовала себя неловко, казалось, что все зверята вокруг знают о ее плохом поступке. По дороге у Дуси подкашивались лапки, ей было очень стыдно.

Когда Хомячок Яша увидел свою игрушку, он обрадовался. Подбежав к Морской свинке Дусе, он чмокнул ее в носик и, прыгая от радости, закричал:

—  Дуся, ты нашла его! Ты нашла мой любимый калейдоскоп! Ура! Ты настоящий друг! Давай поиграем вдвоем: будем крутить калейдоскоп и показывать друг другу самые красивые узоры!

И они вместе дружно играли все утро. Дусе было приятно смотреть, как веселится Хомячок Яша, но ей все равно было немного обидно за свой поступок: Хомячок Яша считает ее настоящей подругой, а она вчера взяла его игрушку и не подумала, что он будет без нее переживать и плакать. «Надо признаться», — решила Дуся.

Дуся все рассказала Хомячку Яше. Хомячок внимательно выслушал ее и сказал:

— Ты сильная, потому что решилась рассказать правду, и я думаю, что ты все поняла. Друзья познаются в беде. Я верю, что ты больше никогда не будешь совершать плохих поступков.

С тех пор Морская свинка Дуся никогда не берет чужого без спроса.

Вопросы для обсуждения и задания

Какую игрушку принес Хомячок Яша в детский сад?

О чем думала Морская свинка Дуся, когда прятала Яшину игрушку?

Почему родители были недовольны поступком Морской свинки Дуси?

Принесла ли Дусе радость чужая вещь? Почему?

Какое решение приняла для себя Морская свинка Дуся?

Психологическое воздействие сказки

В этой сказке Морская свинка Дуся присвоила себе чужую игрушку — калейдоскоп Хомячка Яши. Ею двигало желание обладать необычной вещью, поиграть с ней и показать эту якобы интересную находку своим родителям. Но ее родители сразу поняли, что калейдоскоп — это чужая игрушка. Они расстроились из-за такого поступка Дуси, но не стали ругать дочку, а привели ей в пример ситуацию из ее личного опыта, когда она потеряла свой любимый шарик в парке. Родители напомнили Дусе о том, какие чувства она испытывала тогда, и соотнесли их с чувствами того, кто потерял любимую игрушку. Поставив себя на место Хомячка Яши, Дуся поняла, что поступила плохо. На следующий день она вернула Яше калейдоскоп и во всем ему призналась.

Таким образом, адекватное отношение родителей к проступку дочери помогло ей исправить свою ошибку, выйти из сложной ситуации и получить важный жизненный урок:  брать чужие вещи нехорошо.