Растим родителей

«Ветер перемен» быстро превратился в ураган и обрушился на святая святых – семью. Однако природа распорядилась так, что маму и папу не может заменить никто. Семья здоровая и нравственная – это основа человеческой цивилизации. Если перейти от глобальных проблем к отдельной жизни, то как воспитать детей, чтобы потом нянчить внуков?

Современная семья находится сразу под несколькими «прицелами». Если советские родители опасались влияния улицы, то сегодня ребёнка могут «похитить» прямо из родного дома. Речь, конечно, идёт о душе. Как ни странно, хотя быт стал намного комфортнее, жизнь усложнилась: воспитание детей требует мобилизации всех ресурсов. Непросто приходится родителям.      

Когда начинать

Дошкольное детство является первым этапом формирования готовности к материнству и отцовству. В этом возрасте ребёнок учится примерять на себя различные роли, а игры в «семью» и в «дочки-матери» очень важны для воспитания будущей мамы.  К примеру, по тому, как девочка играет в «семью», как обращается со своими куклами, можно понять, что она впитала из семейной атмосферы. Подготовка к семейной жизни связана, с одной стороны, с полоролевым развитием и полоролевой идентификацией с родителями. С другой стороны, она связана с тем, какие  семейные ценности формируют взрослые у маленького человека.

Рождение «Я» 

У ребёнка к полутора годам с появлением категории «Я» в сознании и речи формируется и осознание своей половой принадлежности. Понимание того, что он мальчик или девочка, впервые приходит на втором году. И хотя ребёнок знает свой пол, он ещё не умеет объяснить, почему он считает себя мальчиком или девочкой.   Игры в  «семью» появляются у детей на третьем году. В этом возрасте обнаруживаются анатомические различия между мальчиками и девочками.  На четвёртом году появляются вопросы о том, как он родился, ребёнок в этом возрасте различает людей по полу, но опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и прочее), ещё не различает особенности поведения мужчин и женщин. При появлении в возрасте от 4 до 6 лет вопросов  об отношениях мужчины и женщины  давайте такие правдивые ответы, которые бы соответствовали уровню развития ребёнка. Ответ взрослого не должен выходить за рамки заданного вопроса. 

Подавляющее большинство и девочек и мальчиков осознают неизменность своей половой принадлежности к пяти годам. С этого момента наступает период романтического обожания и влюблённости, при этом у девочек в поведении появляется кокетство. Понимание неизменности пола закрепляется в полоролевом поведении к концу дошкольного возраста, а нарушения полоролевого поведения у  дошкольника сказываются на отношении   к нему сверстников. К примеру, отмечено, что мальчики с 5–6 лет отвергают тех, которые ведут себя как девочки. 

Сбой в программе

Нарушение полоролевого развития начинается с несовпадения ожиданий родителей в отношении пола будущего ребёнка,  что значительно чаще проявляется в отношении девочек. Если на месте девочки родители хотели бы видеть мальчика, в семейном воспитании могут быть следующие особенности:

  • родители называют девочку именем, которое подходит и для мальчика: Саша, Лера, Женя, Валя;
  • члены семьи поощряют поведение, характерное для мальчика: будь сильной, смелой;
  • покупают игрушки, в которые предпочитают играть мальчики: машинки, кораблики, пистолеты.

Такое отношение к девочке, на месте которой члены семьи хотели бы видеть мальчика, не проходит бесследно и впоследствии проявляется в поведении следующим образом:

  • выбирает игрушки, которые характерны для мальчиков, тем самым реагируя на одобрение такого выбора со стороны родителей;
  • предпочитает  занятия, которые скорее будут интересны мальчикам: например, секции борьбы;
  • преимущественно выбирает внешние атрибуты мальчика:  причёска – короткая стрижка, одежда – брюки, рубашки, шорты.

Кроха сын пришёл к отцу

В дошкольном возрасте происходит первая полоролевая примерка. Поэтому так важно видеть малышу и мужскую, и женскую роль. От того, как способен ребёнок воспринимать себя на месте других, зависит его ролевая идентификация с мамой или папой.  

Эта способность формируется к 5 годам и связана с когнитивным и эмоциональным развитием. Потребность в отождествлении (идентификации) с родителем того же пола, который является для ребёнка эталоном, становится заметной к 6–7 годам. К родителю противоположного пола проявляется чувство любви. То есть, формируется комплекс семейных отношений  в виде эмоциональной привязанности к одному из родителей, обычно другого пола, и идентификации с родителем того же пола. Возраст наибольшей чувствительности  к влиянию родителя того же пола составляет у мальчиков 5–7 лет, а у девочек 3–8 лет. Мальчик идентифицирует себя с отцом в мужской роли, а девочка идентифицируется с матерью в женской роли.  При этом мальчик  постигает особенности женской роли в семье через восприятие внешнего вида и поведения матери, а девочка усваивает особенности мужской роли через образ и поведение отца.  

Успешность полоролевой идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола для ребёнка, а также от наличия идентичного их полу члена прародительской семьи: дедушки для мальчиков и бабушки для девочек. Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально тёплыми отношениями с родителем другого пола. Культивирование одним из родителей своего авторитета и эмоциональное приближение к себе ребёнка в ущерб отношениям с другим родителем могут уменьшать интенсивность процесса идентификации и приводить к заострённому самоутверждению ребёнка среди сверстников.

Нами было обнаружено, что практически в каждой четвёртой неполной и функционально неполной семье (когда в семье есть два родителя, но один из них по тем или иным причинам не участвует в воспитании) у детей имеются нарушения в полоролевом поведении. В дошкольном детстве ребёнка чаще всего из семейного воспитания выпадает отец, что создаёт условия для нарушений полоролевой идентификации у мальчиков. 

При нарушении полоролевой идентификации у мальчиков после 5 лет сохраняется выбор роли матери в играх в семью. Необходимо обратить внимание на то, какую роль выбирает ребёнок, когда играет в «семью»  или задать ребёнку вопрос: «Если бы ты играл в игру «семья», кем бы ты стал в этой игре? Кого бы ты стал изображать? Маму, папу, себя? Папу, себя, маму? Себя, папу, маму?» Мальчики с пяти лет, а девочки с трёх лет обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если же ребёнок в данном возрасте выбирает роль родителя другого пола или выбирает роль себя, то это может означать наличие проблем в отношениях с родителем того же пола или обоими родителями.