Великие упрямцы

— Маша, убери игрушки! — Не хочу. — Что значит «не хочу»? Убери сейчас же, что за беспорядок у такой большой девочки! — Потом. — Не потом, а сейчас, немедленно! — Сейчас я хочу читать. — Вот когда уберёшь, тогда и почитаешь. — А я хочу сейчас! — Так, быстро отложи книжку и делай, что я тебе сказала!!! — А-а-а! Даже не говорите, что вам не приходилось вести похожие разговоры детьми, которые не сегодня-завтра станут первоклассниками. Заканчиваются они обычно плачевно в буквальном смысле слова — как у Маши и её мамы. Но могут длиться до бесконечности, насколько хватит терпения у взрослого, потому что юный собеседник не уступит свою позицию ни на йоту. Родители, как правило, переходят в наступление, подкрепляя его непедагогическими криками. Они в отчаянии: что за упрямство, что за несносный стал характер?!

Не тратьте, дорогие родители, зря слова, нервы и децибелы. Если вы подолгу препираетесь и ссоритесь с подросшим чадом, это, увы, свидетельствует о вашей родительской неграмотности. Нет-нет, речь не идёт об интуиции. Вы просто совершенно не знакомы с особенностями психики детей этого возраста и, в конце концов, не имеете диплома специалиста по дошкольному воспитанию. Просто вместе с ребенком вы «доросли» до замечательного детского шестилетнего возраста. А восприятие мира у шестилеток значительно отличается от взглядов «на жизнь» у детей младшего возраста. И с ними надо считаться!

Вам будет значительно легче, если поймёте и примете как данность такой факт: ребёнок не может оставаться одинаковым. Детство специалисты называют динамическим состоянием, то есть у здорового ребёнка не только развиваются и приобретаются умения и навыки, но и постоянно совершенствуются нервная система, интеллект.

Периоды более или менее плавного развития чередуются с настоящими «скачками», порой такими бурными, резкими, что они даже получили у медиков название — «возрастной криз». Кстати, само слово «криз» в переводе с французского означает «перелом» и даже «приступ»! Видите, как нелегко ребёнку становиться личностью!

Первый возрастной криз ваш малыш пережил в три года, когда впервые понял, что можно иметь своё мнение. Возрастной криз в шесть—восемь лет укрепляет ребёнка в этой мысли и открывает перед ним неограниченные возможности самостоятельности и творчества. Подумайте — а ведь это великолепно!

Вам же надо учесть, что возрастной «рост» сейчас совпадает с периодом интенсивного физического роста. А еще доводится до совершенства мелкая моторика рук, налаживаются сложнейшие нервно-психические функции. Не диктат и безапелляционность отныне должны стать вашим воспитательным оружием, а сотрудничество и взаимоуважение. Начните с уважения маленькой личности!

Вот как, например, без ущерба для сторон можно разрешить наш конфликт между мамой и дочкой. Маме сразу, не допуская бесплодных препирательств, надо было сказать: «Ты читаешь? Очень хорошо. Дочитай до конца и убери игрушки. Ты же у меня умница, помощница!»

Просто? Ну конечно! Докажите упрямцу, что он достоин уважения!