Диагностика эмоционально-мотивационной готовности к школе

(Д. В. Солдатов)

Существенной стороной подготовки старших дошкольников к освоению учебной деятельности является формирование у ребенка желания учиться в школе и связанной с ним готовности принять на себя роль ученика. Известно, что школьная жизнь по форме и содержанию принципиально отличается от жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В современной литературе неправомерно сужают проблему школьной зрелости, сводя ее, в основном, к освоению учебной деятельности. Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту — это переломный момент в жизни любого человека, так как за дверями школы находится целостный и очень специфичный мир со своими законами, которые ребенок должен быстро усвоить и адаптироваться к ним. Поступление в школу рассматривается как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье в такой же степени, как поступление в вуз или создание семьи.

Если ребенок не посещал детский сад и не проходил специальную подготовку через занятия в школе раннего развития, то процесс его адаптации будет очень непростым. Дошкольники, прошедшие через образование в детском саду, более готовы к принятию роли ученика и освоению правил школьной жизни. Однако всем детям необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о школьной жизни и ее отличиях от другой — домашней или «детсадовской». Принципиальные черты школьной жизни, которые остаются постоянными на протяжении всего обучения, заключаются в следующих особенностях, это:

  • четкий и определенный ритм уроков (по 45 минут) и более коротких перемен (от 5 до 10 минут), нарушение которого невозможно;
  • специфика поведения в различные фазы школьного ритма — более определенная и регламентированная на уроках и более спонтанная на переменах;
  • выраженные социально-ролевые отношения на уроках, во время занятий, которые ребенок должен понять и принять, то есть адаптироваться к сюжетно-ролевым отношениям с учителями (Формирование ролевой позиции ученика — необходимый элемент успешной адаптации к школе, основное содержание которого заключается в асимметрии воздействия и управления. В начальной школе ребенок часто сталкивается с ярким проявлением авторитарного стиля обучения, который ему необходимо принять как данность.);
  • необходимость постоянного выполнения правил школьной жизни, в особенности на уроках, отсутствие зашиты в лице родителей от проигрыша в конфликтных отношениях со сверстниками;
  • освоение и принятие школьной системы оценок как неизбежных и постоянных критериев успешности любого ученика.

В виде итога этого анализа можно указать на главную особенность жизнедеятельности в школе, которая заключается в невозможности для ребенка перехода на спонтанные и импульсные формы поведения, что допускается в дошкольном детстве. В начальной школе ребенок теряет свою детскую свободу перемещения, спонтанной игры, импульсивного проявления своего «Я». Вместо «так хочется для себя» довлеющим становится «так надо для успешного обучения».

Далеко не все дети характеризуются высокими познавательными мотива-ми для того, чтобы они компенсировали негативные проявления жестких школьных требований. В связи с этими особенностями школьной жизни становится понятной тяга многих детей в первом классе к тайной игре на уроках со своими любимыми игрушками. Более негативный исход в случае плохой адаптации к школьным требованиям — это формирование отрицательного отношения к школе, которое проявляется у значительной части первоклассников уже к концу первого полугодия.

Центральным элементом принятия роли ученика является выраженная учебная мотивация и ее преобладание над игровой. В связи с этим существенно оценить выраженность той и другой для того, чтобы можно было бы компенсировать в оставшееся перед поступлением в школу время дефицит учебной мотивации. Для этого необходимо провести оценку игровой и учебной мотивации, что можно осуществить с помощью рисуночной методики Д. В. Солдатова.

Оценка мотивационной готовности. Стимульный материал данного теста представляет собой комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 карточки с сюжетами обучения, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с игровыми сюжетами (см. цветную вкладку).

Процедура тестирования. Положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов. Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор из оставшихся еще два раза. Таким образом определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.

После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься: «А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься». Выбранная карточка откладывается, а ребенку предлагается сделать такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время не интересуют. В заключение из оставшихся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно — с отрицаемым видом деятельности.

В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы: в первой группе — четыре с предпочитаемыми видами деятельности, во второй группе — четыре с отрицаемыми видами деятельности и в третьей — одна, оставшаяся не выбранной.

Обработка результатов. Количественной обработке — суммарному подсчету — подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности — в 1 балл и, наконец, игровой — 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

Опираясь на результаты многочисленных исследований, принятым критерием хорошей мотивационной готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4—5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ваш ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности — когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 — от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации вам необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его (читать соответствующую художественную литературу, рассказывать, объяснять) со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.