Карта наблюдений за проявлениями

коммуникативных способностей у дошкольников

(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

Уважаемые педагоги! Заполните, пожалуйста, данную таблицу по степени выраженности проявлений, где 1 балл – редко, 2 балла – чаще всего, 5 баллов – всегда.

Проявления

Фамилия и имя воспитанника

1. Коммуникативные качества личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмпатийность:

ребенок проявляет эмоциональный отклик

на чувства и переживания партнера по общению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

идентифицируется с партнером, заражается его чувствами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выражает сочувствие, сопереживание собеседнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доброжелательность

ребенок проявляет расположенность слушать партнера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

старается понять и ответить на вопросы

собеседника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственность, аутентичность, искренность

ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не "подхалимничает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытость в общении

ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфронтация

ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инициативность

ребенок сам проявляет инициативу в общении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

понимает и поддерживает инициативу другого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Коммуникативные действия и умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационные

ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

является лидером в отдельных видах деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

владеет организаторскими навыками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перцептивные

ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оперативные

ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свободно владеет вербальными средствами общения (язык)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

увлекает партнера по общению своими действиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умеет продолжительное время поддерживать контакт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО БАЛЛОВ