ПРОГРАММА РАБОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 

Адаптация дошкольников к ДОУ нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.

Речь идет не только о мероприятиях, проводимых педагогами для детей и их родителей. Как показывает опыт, заведующий, педагог-психолог и старший воспитатель должны контролировать готовность воспитателей к приему новых воспитанников. Лишь с учетом этих требований привыкание детей к детскому саду пройдет максимально легко.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется:

·        строгий режим дня,

·        отсутствие родителей или других близких взрослых,

·        новые требования к поведению,

·        постоянный контакт со сверстниками,

·        новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного,

·        другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обусловливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада.

Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Выделяются два основных критерия успешной адаптации:

·        внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и

·        внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Фазы адаптационного процесса

острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3–5 месяцев);

фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации родителям перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

Между тем период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Рассмотрим данный вопрос более подробно:

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями.

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления

2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.

Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т.д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.

Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.

Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап – постепенное привыкание.

Постепенная адаптация может включать несколько периодов.

Первый период: “мы играем только вместе”.
На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.

Второй период: “я играю сам, но ты будь рядом”.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.

Третий период: “иди, я немножко поиграю один”.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.

Четвертый период: “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”.
И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Задачи воспитания на адаптационный период:

1.     Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2.     Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей: 
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт; 
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания; 
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов; 
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3.     Закладывать основы будущей личности: 
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность; 
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю; 
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу

Решение этих задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Для реализации намеченных задач была разработана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ.

Данная модель включает в себя 6 этапов:

 

·        Прогноз адаптации.

·        Психолого-педагогическое просвещение воспитателей.

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада.
  • Адаптационные занятия с детьми.
  • Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ.
  • Рассмотрим каждый этап подробно.

Первый этап «Прогноз адаптации» включает в себя:

Прямой контакт с ребенком.

Цель: оценка общего эмоционального фона ребенка, взаимоотношений со взрослыми.

Анкетирование родителей «Прогноз адаптации» (см. приложение 1)

Цель: оценка уровня готовности ребенка к поступлению в ДОУ, прогноз возможных сложностей адаптации.

Второй этап «Психолого — педагогическое просвещение воспитателей».

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ в виде групповых лекций-консультаций, письменных и индивидуальных консультаций (см. приложения 2.1 – 2.4)

Третий этап «Психолого-педагогическое просвещение родителей».

Взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп, медицинских работников с родителями в виде письменных, групповых и индивидуальных консультаций (см. приложение 3.1 – 3.6)

Четвертый этап «Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада».

Постепенное вхождение ребенка в группу детского сада происходит в соответствии с рекомендациями педагога-психолога, воспитателей, медицинских работников ДОУ.

На данном этапе проводится наблюдение за ребенком, а именно: оценивается его общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с другими детьми, реакция на изменение привычной ситуации (первичная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ).

Начинается заполнение листа адаптации (см. приложение 4)

Пятый этап «Адаптационные занятия с детьми».

 С начала сентября, когда большинство вошли в группу с обычным режимом, проводятся занятия по адаптации с детским коллективом. Тематическое планирование занятий составлено на основе программы Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М.: Книголюб, 2005) (см. приложение 5)

Целью занятий является: гармонизация эмоционального состояния детей в период адаптации, создание положительного эмоционального настроя в группе.

Задачами:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
  • сплочение детского коллектива;
  • развитие познавательной, эмоционально-волевой, сенсорной сфер ребенка;
  • развитие мелкой моторики рук ребенка и координации движений.

Педагог-психолог проводит занятия два раза в неделю. В течение недели воспитатели по рекомендации педагога — психолога повторяют с детьми игры, потешки, стишки, упражнения, которые входили в содержание занятия.

Шестой этап «Оценка эффективности работы по адаптации детей к ДОУ».ф

На данном этапе проводится следующая работа:

Контрольная диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ, анализ листов адаптации.

Цель: выявление уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

Составление аналитической справки по итогам работы (см. приложение 6)

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, рекомендовано использовать разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду

В процессе адаптации ребенка воспитатели могут использовать такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры (за основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению), песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения)

Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в нашей группе могут быть размещены “семейные” альбомы с фотографиями всех детей группы и родителей.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

4. Охрана и укрепление здоровья детей.

Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования и выделены в ФГТ в отдельную образовательную область.

Роль игры в адаптационном периоде

Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  • позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
  • помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • дает возможность пережить массу эмоций.

Педагогом-психологом проводятся специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

·        игры для налаживания контакта с ребенком (приложение 6)

  • игры с песком (см. приложение 7)
  • игры с водой  (см. приложение 8)
  • игры в сухом бассейне (см. приложение 9)

Воспитателем проводятся игры, которые затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего" и др.; подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период

  • они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть 
    с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
  • должны использоваться копии реальных предметов, 
    а не их заместители;
  • всем детям предлагаются одинаковые предметы;