КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА:

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя. Такие дети у педагогов не всегда вызывают приятные чувства. Что же служит причиной такого поведения? Чего  добиваются такие дети? И как с ними работать?

Чтобы ответить на данные вопросы, рассмотрим тему поведения детей в общем.

Начиная со старшего дошкольного возраста у каждого ребенка формируется определенный поведенческий реперту­ар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки.

В некоторых случаях особенности поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определя­ются особенностями нейродинамических свойств ребен­ка: нестабильность психических процессов, психомотор­ная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. В других являются следствием неадекватного (часто защитного) реагиро­вания ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотноше­ний со взрослыми и сверстниками.

 Предупреждение и коррекция особенностей поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребен­ка познавательную активность, включая его в разнооб­разные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил.

 Стремление ре­бенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом можно обозначить как демонстративное поведение.

 Часто встречающийся вариант демонстративного поведения — детское кривляние.

Можно выделить две закономерности.

 Во-первых, ребенок кривляется толь­ко в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внима­ние.

 Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я де­лаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я — плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстра­тивное поведение как особый способ коммуникации?

 Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе вни­мание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются ис­ключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея при­емлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребе­нок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму — демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Обще­ние» состоялось.

 Но это причина не единственная. Если бы все слу­чаи кривляния объяснялись так, то, закономерно, кривляния не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако, из­вестно, что дети кривляются в таких семьях ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ре­бенка «я — плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, от­ругать, поскольку осуждение — самоосуждение — уже состоялось. Такое демонстративное поведение преиму­щественно распространено в семьях (группах) с авто­ритарным стилем воспитания, властными родителя­ми, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям.

 Демонстративное поведение может также возни­кать при прямо противоположном желании ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со сто­роны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

 Другой не менее распространенный вариант демон­стративного поведения детей — это капризы. Каприз - часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обра­тить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы обычно сопровождаются активным проявле­нием недовольства и раздражительности: плачем, дви­гательным возбуждением, катанием по полу, разбра­сыванием игрушек и вещей.

 Эпизодически капризы возникают в результате пе­реутомления, перевозбуждения нервной системы ре­бенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболе­вания.

 От эпизодических капризов, обусловленных во мно­гом возрастными особенностями детей, следует отли­чать закрепившиеся капризы, превратившиеся в при­вычную форму поведения. Основная причина таких капризов — неправильное воспитание (избалован­ность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

 Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого-педагогической помощи. В коррекционной и профилактической рабо­те с такими детьми первостепенное значение имеет игра.

 Коррекционные возможности игры помогают эф­фективно купировать проявления демонстративности, а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально, для лучшего осознания ребен­ком самого себя. Объясняется это тем, что в игре педагог может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность. Такое заострение негативных черт одновременно и способ самовыражения ребенка, и, что важно,— один из способов самоосознания. Иг­ра помогает также сгладить негативные черты лично­сти, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм — типичные для детей с демонстративным поведением.

 Среди всех разновидностей игры в коррекции демонстративного поведения наиболее эффективной считается сюжетно-ролевая игра. Она является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социа­лизирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в старшем дошкольном возрасте на первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.

 Бывает так, что роль, которую ребенок с демонст­ративным поведением исполняет в сюжетно-ролевой игре соответствует его идеалу, а потому любые требо­вания (к поведению, к личностным качествам персо­нажа), если они входят в структуру идеала, им при­нимаются. Например, любимая роль девочки с демонстративным поведением — Принцесса или Ко­ролева. В соответствии с сюжетом и к своему удоволь­ствию девочка изображает Принцессу капризной, эгоистичной, требовательной. То есть наделяет персо­наж чертами, характерными для нее самой. В дальней­шем, подчиняясь логике игрового сюжета, девочка вынуждена изменить характер, поведение Принцессы, и вместе с ней стать иной: скромной, покорной, доб­рой. В возможностях подобных метаморфоз и заклю­чается коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, в частности для детей с демонстратив­ным поведением.

 Бывает и так, что предпочитаемый ребенком игро­вой персонаж с присущим ему поведением и лично­стными чертами, социально порицаем. В этом случае следует все-таки дать ребенку возможность сыграть роль «ложного» идеала, но в дальнейшем создать та­кие условия, в которых он смог бы воплотить в игре и образ положительного героя. Правомерность такого методического подхода подтверждают эксперименты С. Г. Якобсона. В них показана несостоятельность при­нятого в традиционной педагогике метода ссылки только на лучшие образцы, положительные примеры, так как в этом случае ребенку, по сути, навязывается для подражания пока чуждый ему идеал. Поэтому бо­лее целесообразно предоставить ребенку с демонстра­тивным поведением возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения — положительным и отрицательным. В этом случае ребенку проще отде­лить свои негативные действия, черты характера в ро­ли игрового персонажа от себя самого, сделать их оп­ределенной внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение, на­конец, отказаться от них.

 Кроме того, подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках не соперников, а друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому – тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и здоровые взаимоотношения.