КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ  К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Многих современных родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, никто специально не учил обращаться с деньгами. Во-первых, акцентировать внимание на материальном было не прилично. Во-вторых, денег (особенно в 90-е, откуда родом большинство родителей нынешних дошкольников) особо и не было. Сегодня финансовая грамотность – важный аспект жизни, об этом нужно и важно говорить нашим детям.

Чтобы говорить о формировании предпосылок рационального поведения старших дошкольников в сфере финансовой грамотности важно понимать, что это такое.

Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Специалисты выделяют следующие основные подходы к финансовой грамотности дошкольника:

  1. Формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия.
  2. Закрепление разумных материальных потребностей.
  3. Формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.

Рассмотрим их подробнее.

Формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия

Представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков (наглядных примеров), умело демонстрируемых взрослыми. Сюда входят:

  1. обозначение образца,
  2. действие по образцу,
  3. состояние эмоционального комфорта,
  4. повторение образца,
  5. выработка ритуального стереотипа,
  6. ощущение (еще не понимание!) социальной значимости ритуальных действий,
  7. возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.

Сначала ребенку показывают, как поступает «бережливый ребенок» в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие «бережливого ребенка» (аккуратно складывает вещи, выключает свет/воду и т. п.).

Повторение действий по ритуалу формирует привычку бережливости. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме поведения.

Важные моменты:

  • главное качество, которое воспитываем в ребёнке – бережливость;
  • всё время покупать – это неправильно;
  • бережливый подход к бюджету: у семьи есть могут быть другие цели;
  • денежные средства зарабатываются трудом, труд бывает разный;
  • деньги – инструмент, а не цель жизни.

Закрепление разумных материальных потребностей

Критерии «разумности»:

  • то, что имеет подавляющее большинство сверстников (платье на каждый праздник – учитывать, присоединиться к мнению большинства);
  • то, что вызывает у ребенка чувство удовлетворения, исключает зависть к другим, или, наоборот, чувство превосходства, желание демонстрировать перед другими имеющиеся «блага» (игрушка старшего брата-школьника – не удовлетворяет);
  • порождает у ребенка стремление бережно относиться к тому, что он имеет (разумное количество игрушек).

Эти критерии прежде всего обсуждать с родителями.

Формирование базовых нравственных понятий (психологические установки)

Формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.

Нравственные представления дошкольников отражают нравственные оценки взрослого, в контексте конкретных поступков окружающих (прежде всего сверстников), сказочных и литературных героев, сюжетно-ролевых игр.

Содержание работы по данному направлению в условиях ДОУ:

  1. Использование сюжетно-ролевых игр типа: «Магазин», «Банк», «Кафе», «Почта», «Прачечная», «Семья» и т.д.;
  2. Продуктивная и трудовая деятельность с моментами бережливости:
  • как из этого листа бумаги получить как можно больше деталей или как лучше сложить лис бумаги и получить больше заготовок;
  • для пирожков муку нужно взвесить и взять необходимое количество и т.д.
  1. Использовать прозрачные кошельки и копилки, чтобы дети могли видеть, как накапливаются деньги.

 Когда дети могут принимать финансовые решения:

  1. Опыт обращения с карманными деньгами после 4 лет;
  2. В 5 - 6 лет дети могут принимать небольшие финансовые решения с подаренными им деньгами;
  3. С 6 лет по гражданскому кодексу дети могут совершать мелкие финансовые сделки;
  4. В 7 лет могут потратить деньги самостоятельное (пользование социальной картой).