КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Многих современных родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках, никто специально не учил обращаться с деньгами. Во-первых, акцентировать внимание на материальном было не прилично. Во-вторых, денег (особенно в 90-е, откуда родом большинство родителей нынешних дошкольников) особо и не было. Сегодня финансовая грамотность – важный аспект жизни, об этом нужно и важно говорить нашим детям.
Чтобы говорить о формировании предпосылок рационального поведения старших дошкольников в сфере финансовой грамотности важно понимать, что это такое.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Специалисты выделяют следующие основные подходы к финансовой грамотности дошкольника:
- Формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия.
- Закрепление разумных материальных потребностей.
- Формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
Рассмотрим их подробнее.
Формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия
Представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков (наглядных примеров), умело демонстрируемых взрослыми. Сюда входят:
- обозначение образца,
- действие по образцу,
- состояние эмоционального комфорта,
- повторение образца,
- выработка ритуального стереотипа,
- ощущение (еще не понимание!) социальной значимости ритуальных действий,
- возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.
Сначала ребенку показывают, как поступает «бережливый ребенок» в конкретной ситуации, затем моделируют подобную ситуацию (в игровой форме или в реальных жизненных обстоятельствах), ребенок выполняет действие «бережливого ребенка» (аккуратно складывает вещи, выключает свет/воду и т. п.).
Повторение действий по ритуалу формирует привычку бережливости. Ребенок привыкает к ней как к удобной, комфортной форме поведения.
Важные моменты:
- главное качество, которое воспитываем в ребёнке – бережливость;
- всё время покупать – это неправильно;
- бережливый подход к бюджету: у семьи есть могут быть другие цели;
- денежные средства зарабатываются трудом, труд бывает разный;
- деньги – инструмент, а не цель жизни.
Закрепление разумных материальных потребностей
Критерии «разумности»:
- то, что имеет подавляющее большинство сверстников (платье на каждый праздник – учитывать, присоединиться к мнению большинства);
- то, что вызывает у ребенка чувство удовлетворения, исключает зависть к другим, или, наоборот, чувство превосходства, желание демонстрировать перед другими имеющиеся «блага» (игрушка старшего брата-школьника – не удовлетворяет);
- порождает у ребенка стремление бережно относиться к тому, что он имеет (разумное количество игрушек).
Эти критерии прежде всего обсуждать с родителями.
Формирование базовых нравственных понятий (психологические установки)
Формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
Нравственные представления дошкольников отражают нравственные оценки взрослого, в контексте конкретных поступков окружающих (прежде всего сверстников), сказочных и литературных героев, сюжетно-ролевых игр.
Содержание работы по данному направлению в условиях ДОУ:
- Использование сюжетно-ролевых игр типа: «Магазин», «Банк», «Кафе», «Почта», «Прачечная», «Семья» и т.д.;
- Продуктивная и трудовая деятельность с моментами бережливости:
- как из этого листа бумаги получить как можно больше деталей или как лучше сложить лис бумаги и получить больше заготовок;
- для пирожков муку нужно взвесить и взять необходимое количество и т.д.
- Использовать прозрачные кошельки и копилки, чтобы дети могли видеть, как накапливаются деньги.
Когда дети могут принимать финансовые решения:
- Опыт обращения с карманными деньгами после 4 лет;
- В 5 - 6 лет дети могут принимать небольшие финансовые решения с подаренными им деньгами;
- С 6 лет по гражданскому кодексу дети могут совершать мелкие финансовые сделки;
- В 7 лет могут потратить деньги самостоятельное (пользование социальной картой).