КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

КАК НАЛАДИТЬ ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА 2- 3- ЛЕТ СО СВЕРСТНИКАМИ

В раннем возрасте дети начинают все ярче проявлять интерес друг к другу. На детской площадке, в гостях, в ходе совместных праздников у детей появляются первые контакты со сверстникам. К  двум годам между детьми возникает взаимодействие, которое можно назвать общением.

Взаимодействие малышей третьего года жизни имеет ряд особенностей. Их совместная игра строится на демонстрации друг другу своих умений и подражании действиям сверстника без использования игрушек. Содержание действий, которые дети демонстрируют друг другу, весьма своеобразно и характерно только для данного возраста: малыши прыгают друг перед другом, падают, кувыркаются, кричат, хохочут, при этом внимательно наблюдая за реакцией партнера. Как правило, такое взаимодействие представляет собой «цепную реакцию»: действие одного ребенка вызывает подражание у другого, которое, в свою очередь, порождает череду новых подражательных действий партнеров. Подобные контакты почти всегда сопровождаются яркими положительными эмоциями, вызывают у детей безудержную радость. Дети с восторгом зеркально отражают действия друг друга. Как только между детьми появляется игрушка, все внимание переключается на нее и на смену веселому и радостному общению часто приходит ссора. Малыши еще не умеют распределять свои действия, договариваться друг с другом. Потребность в действиях с предметами оказывается для детей важнее общения со сверстником.

В связи с этим в условиях ДОУ крайне важным становится  включение малышей в разнообразные формы взаимодействия под руководством взрослых.

Организуя общение между детьми, прежде необходимо поддерживать доброжелательные взаимоотношения между ними: побуждать их здороваться, называть друг друга по имени, проявлять сочувствие, привлекать внимание к положительным качествам сверстников. Сближению детей способствуют организованные взрослыми совместные игры, совместное рассматривание детских фотографий, празднования детских дней рождения, совместные наблюдения за различными событиями и явлениями (жизнью животных и растений, делами взрослых и др.), их обсуждение.

Особое внимание следует уделять разрешению детских конфликтов. Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: стыдят, требуют вернуть игрушку владельцу или отбирают ее у обоих детей, разводят их в разные стороны или наказывают. Такие способы воздействия, хотя и позволяют быстро прекратить ссору, не исчерпывают конфликт. Между детьми могут возникнуть напряженные отношения, провоцирующие либо агрессивные действия, либо отказ от общения со сверстниками.

Назревающие конфликты между детьми старайтесь разрешать мягко, без нотаций, насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия. Малыша нетрудно отвлечь от игрушки, переключив его внимание на другой предмет или занятие. Можно также предложить ему такую же игрушку, как у сверстника, или постараться организовать общую игру с игрушкой, вызвавшей конфликт. Малыши очень охотно взаимодействуют со сверстниками при участии взрослого. Детям постарше можно предложить обсудить ситуацию, сформулировать свои желания, договориться установить очередность в игре.

На третьем году жизни, когда малыши еще не умеют сами организовывать содержательные игры, следует помогать им в этом. Они с удовольствием будут вместе с вами участвовать в играх-забавах («Ладушки», «Цап», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и др.), в ходе которых вы можете поочередно обмениваться шутливыми действиями с каждым ребенком, произносить все вместе строчки из прибауток. Детям очень нравятся подвижные игры (прятки, догонялки, поочередное или одновременное выполнение одинаковых действий на основе подражания друг другу), в которые можно включить 2–3 детей. Можно предложить малышам попрыгать, потопать, покружиться, помахать ручками, похлопать в ладоши. Такие действия будут особенно интересны детям, если включить их в небольшой сюжет (зайки прыгают, воробушки машут крылышками, самолетики летают и пр.).

Развитию совместных действий, умения координировать свои действия с действиями других детей способствуют игры, в которых предполагается установление телесного контакта. В таких играх, как «Паровозик», «Веревочка», «Клубочек», дети, держась за руки или положив их на плечи друг другу, медленно двигаются в определенном вами направлении. Подобные игры воспитывают у малышей умение «чувствовать плечо» партнера, сопрягать с ним свои движения и действия. На третьем году жизни малыши вместе со старшими детьми могут участвовать и в хороводных играх, таких как «Каравай», «Карусели», «Раздувайся, пузырь» и др.

Заботясь о том, чтобы детям было интересно и весело играть друг с другом, нужно помнить о необходимости соблюдать баланс между подвижными, эмоционально насыщенными и более спокойными играми. К последним относятся пальчиковые игры, которые также построены на подражании, одновременном или поочередном выполнении действий. В такие игры можно играть как с несколькими малышами, так и с одним. В ходе игры дети прислушиваются к тексту, выполняют действия по вашему слову, сигналу, подражают вам. Поскольку вы хвалите каждого из них, называя по имени, дети обращают внимание друг на друга, пытаются действовать, как находящийся рядом ребенок. Это также развивает у малышей чувство общности, желание действовать вместе и одинаково.

На третьем году жизни дети охотно участвуют в так называемых «играх с правилами». В них малыши учатся действовать в соответствии с предложенной ролью, согласовывать свое игровое поведение с поведением сверстника. В таких играх некоторым малышам можно предлагать роль главного персонажа, который должен не подражать партнерам, а выполнять только те действия, которые предписаны ролью. Но, поскольку роли внутри сюжета взаимосвязаны, детям приходится внимательно следить за партнерами, учитывать их действия, подстраиваться под них, сдерживать свои импульсивные желания. Такие игры намного сложнее, чем прямое подражание сверстникам, они строятся на чередовании разнородных действий, требуют большей слаженности. Образный характер игр с правилами способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей. К играм с правилами, которые доступны детям трех лет, относятся, например, такие, как «Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Птицы и автомобиль», «Кот и мыши» и др.

Для развития игрового взаимодействия желательно организовывать такие игры с правилами, в которых дети будут поочередно выполнять центральную роль (например, «Заинька, выйди в сад…»). Выполняя роль главного персонажа, ребенок должен действовать перед другими, чувствуя на себе их внимание. Такие игры важны не только для овладения элементами ролевого поведения, но и для преодоления робости, внутреннего напряжения, возникающих у некоторых малышей, когда на них обращается всеобщее внимание.

Эффективным средством развития ролевого взаимодействия, объединения детей общими переживаниями являются также игры-драматизации. С вашей помощью дети в этом возрасте уже вполне могут участвовать в разыгрывании таких сказочных сюжетов, как «Коза рогатая», «Два веселых гуся», «Теремок», «Репка».

Особую группу игр, способствующих развитию общения между сверстниками, составляют совместные игры с использованием различных предметов и игрушек. Часто дети бывают так поглощены игрой с предметами, что совершенно не замечают сверстника, а нередко и ссорятся из-за игрушек. Но тот факт, что игрушки могут служить помехой для взаимодействия детей, не означает, что предметы должны быть исключены из сферы их общения. Для того чтобы избежать ссор, вы должны участвовать в совместных предметных играх, помогая детям распределять игрушки, координировать и согласовывать действия. При этом важно не только помогать малышам согласовывать свои действия, но и побуждать их общаться по ходу их выполнения: называть детей по имени, хвалить, предлагать помощь, следить за правилами, выполнением движений, вместе радоваться результату. Совместные с вами и интересные детям игры помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре.

В качестве приема совместных предметных игр можно привести игры с мячами, с водой и песком, создание различных построек (домиков, дорожек, поездов и пр.), совместные рисунки на больших листах бумаги, лепка и др. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами лучше всего включать в сюжет.

С малышами, которые уже знакомы с некоторыми сюжетами процессуальных игр (кормление, купание и т. п.), можно организовывать совместные игры с куклами и другими сюжетными игрушками.

Необходимым условием успешной организации совместных игр является ваша эмоциональная включенность в них. Вы должны не только демонстрировать нужные действия, но быть эмоциональным центром игры, объединять детей вокруг себя, заражать их интересом к игре.

Недопустимо принуждать детей к совместным играм. Они проводятся в свободной форме. Участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным. Если ребенок боится или стесняется, дайте ему возможность просто понаблюдать за игрой сверстников, скорее всего, чуть позже он сам захочет присоединиться к ним. Если у малыша неожиданно пропал интерес к игре, в которую он увлеченно играл, предложите ему заняться тем, что ему наиболее интересно в данный момент.

Важно помнить, что, организуя общение малышей, вы должны проявлять максимальную доброжелательность и терпение, не расстраиваться, если ребенок отказывается принять участие в игре, избегать отрицательных оценок их действий. В этом возрасте дети очень чувствительны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требовательность к ребенку может вызвать у него негативную реакцию, из-за чего он может отказаться от общения. Малыш только учится жить в коллективе. Учите его жить дружно с другими детьми, как можно чаще ласково обращайтесь к малышу, делайте акцент на том, как хорошо они играют вместе.