КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

«Подъемы и спады на рынке, война и мир, здоровье и болезнь, браки и разводы – вот лишь некоторые взлеты и падения, через которые проходит в жизни каждый из нас. Заветная мечта каждой матери и отца – чтобы их дитя никогда не узнало, что значит изворачиваться, добывая очередной обед или ужин, или мучиться на ненавистной работе «ради денег». Инстинкт, предписывающий оберегать детей от экономических тягот жизни, порой мешает дать им необходимое финансовое образование. А ведь финансовая грамотность – оружие экономической самообороны».

Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»

Существует стереотип, что деньги развращают и говорить о них с ребенком не надо. Родители моих родственников иногда говорят мне: я не хочу, чтобы мой ребенок превратился в американского подростка, у которого в голове одни деньги, и никакой духовности, пусть он читает Достоевского, чем считает деньги. Кстати, образ американского подростка еще один стереотип. Поймите, воспитание ребенка зависит от Вас, а если вы уверены, что деньги и духовность взаимоисключающие вещи, то нам с вами есть, о чем побеседовать.

Книги, кино, театры, концерты, путешествия, благотворительность - все это составляющие жизни духовного человека. Но на все это нужны деньги. Так объясните ребенку, что деньги – это средства для удовлетворения этих прекрасных желаний. И если он хочет быть свободным и жить по своему усмотрению - ему придется потрудиться заработать деньги. Именно заработать, а не ждать, что деньги упадут на голову.

Объясните малышу, что кто-то тратит последние деньги на крутую машину, а кто-то предпочитает ездить на своей старой машине, но еще и путешествовать. Расскажите, что богатый человек не будет кичиться своими деньгами, не будет гнаться за новейшими брендами, за модными вещами только потому, что они модные. Не воспитывайте иждивенца - это вам дорого встанет. Мысль о том, мама с папой будут «спонсировать» только школьный период жизни и часть студенческой должна доноситься до ребенка.

В качестве основных предпосылок рационального поведения старших дошкольников в сфере финансовой грамотности можно выделить следующие:

  1. Умение вести учет денег на карманные расходы

Детям следует выдавать деньги на карманные расходы и просит, чтобы они отчитывались о том, как они потратили эти средства. Потом Вы можете проанализировать расходы. Попробуйте объяснить, почему эти траты разумны (неразумны) и вполне оправданы (их можно было не совершать).

Когда дети могут принимать финансовые решения:

  1. Опыт обращения с карманными деньгами после 4 лет;
  2. В 5 - 6 лет дети могут принимать небольшие финансовые решения с подаренными им деньгами;
  3. С 6 лет по гражданскому кодексу дети могут совершать мелкие финансовые сделки;
  4. В 7 лет могут потратить деньги самостоятельное (пользование социальной картой).

Очень действенный способ – участие (для дошкольника в роли наблюдателя) ребенка в распределении семейного бюджета. Сядьте вместе, объясните, сколько семья зарабатывает,

На что придется обязательно потратить, например, заплатить за коммуналку. Ребенок должен понимать, на что тратятся деньги.  

  1. Умение экономить и копить.

Объясните ребенку, что у него всегда есть выбор: он должен задумываться как лучше распоряжаться деньгами -  отложить в конверт («на мечту») и пойти в магазин и потратить все «на сладости» прямо сейчас. Можно купить очередную « игрушку-безделушку» , а можно отложить на «велосипед» - копить придется дольше, отказаться от сладостей и от игрушки, но зато приобрести велосипед, о котором он так мечтает. Таким образом, вы будете учить ребенка не поддаваться импульсивным тратам, удовлетворению сиюминутных желаний, а копить на далекую, но крупную цель. Такого рода практику можно вводить не ребенка не младше 5 лет, но будьте готовы к тому, что в период дошкольного детства ребенок предпочтет удовлетворение сиюминутных желаний – в старшем дошкольном возрасте навыки самоконтроля только начинают формироваться.

  1. Понимать цену труда.

Ребенок должен четко понимать, что деньги зарабатываются трудом. Родителям стоит рассказывать, о своей работе, о том, как порой приходится потрудиться, чтобы закончить проект, или заключить сделку или построить дом. При этом стоит подчеркивать, что любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без работы.

Многие психологи и родители спорят, нужно ли платить ребенку за выполнение домашней работы и/или хорошую учебу. Одни приходят к выводу, что это не лучшая идея: «домашняя работа - это святая обязанность ребенка и не надо его развращать. Потом ребенок без доплаты не будет делать абсолютно ничего. Другие родители предлагают составить список дел по дому, который ребенок обязан выполнять в любом случае и список дел, за которые сможет получать вознаграждение. И можно поощрять за выдающиеся достижения в учебе и большое старание.

  1. Умение говорить о деньгах

У нас по-прежнему непринято обсуждать с детьми финансовые вопросы семьи. А потом мы удивляемся, почему некоторые подростки в 18-20 лет неожиданно для себя открывают, что деньги не растут в папином кошельке, а их нужно зарабатывать. Бывает так, что родители, почему-то могут обсуждать с детьми свои супружеские неурядицы, а семейные денежные вопросы - табуированная тема. Детям важно знать о финансах семьи и обсуждать это с родителями.

  1. Умение тратить с умом и жить по средствам.

С детьми стоит обсуждать «умные» и «не умные» расходы лучше всего на примере трат

ребенка или своих расходов. Объяснить, что можно было вместо зимней обуви купить очень много конфет, но зимой пришлось бы замерзнуть. Младшему подростку можно предложить организовать праздник для его друзей. Обозначьте сумму денег, которую он может потратить. Конечно, надо будет ему помогать, следить, но пусть решения принимает он сам. Пусть поймет, что жить нужно по тем средствам, которые есть в наличии, и выйти за бюджет нельзя.

Можно выделить следующие способы формирования разумных материальных потребностей:

  • Опережение – это формирование потребности. Сами предложите ребенку игрушку или вид деятельности ( будет играть с конструктором – покупать развные конструктры);
  • Погашение – это удовлетворение потребности. Отслеживать мотив (может быть, желая обладать той или иной игрушкой ребёнок просто хочет быть лидером), иногда просто нужно погасить то, что стоит за потребностью;
  • Переключение – машинки дорогие, предложить их вылепить из пластилина (с покупки на изготовление).
  1. Умение вкладывать личные сбережения.

Научив ребенка копить деньги, самое время объяснить, что их можно приумножать. Сейчас существует масса настольных и компьютерных игр, отлично объясняющих суть финансовых инструментов - «Менеджер», «Монополия». При этом важно начать рассказывать ребенку, что все эти «акции-облигации-вклады» существует во взрослом мире. Дети удивительно быстро начинают понимать суть работы банка или фондовой биржи. (Может как раз потому, что механизм биржи в чем-то похож на игру?) Важно объяснить ребенку, что деньги должны «работать». Предположим у ребенка в копилке есть определенная сумма, предложите ему отдать деньги папе на два месяца. Объясните, что через этот срок папа вернет все «с процентами».

  1. Развивать навыки предприимчивости.

Привлекайте детей к деловой активности, чтобы он со школьного возраста развивал навыки

предприимчивости в зарабатывании денег. Нужно найти позитивные модели для подражания, так как в нашем обществе иногда принято связывать богатство с нечистоплотностью, и даже криминалом. Объясните ребенку на примерах, пусть западных, что это не так. Что с помощью денег можно делать мир лучше. Деньги делают человека свободнее, открывают границы, расширяют горизонты. Создавайте у ребенка положительный образ состоятельного человека. Например, расскажите ребенку об основателе компания ИКЕА, который первые свои деньги заработал еще в младших классах: он просто точил карандаши и продавал чуть дороже.

  1. Умение с умом брать в долг и вовремя отдавать

Объясните ребенку, что такое «деньги в долг», чем «долг красен». Расскажите, что можно занять деньги у друзей, а можно у банка. С самого детства вложите в голову ребенка, что брать кредит можно только в самом крайнем случае.  Очень важно рассказать о нравственной стороне долга: если ты взял, ты обязан вернуть. И не «когда получится», а как договорились. Если ты не уверен, что у тебя это получится, лучше не занимать, лучше отказаться от покупки, которую ты планировал совершить.

  1. Культивировать щедрость и благотворительность

Расскажите ребенку, что благотворительность и щедрость являются обратной стороной и результатом умения экономить. Деньги лучше тратить на важные, необходимые в первую очередь вещи, а не на импульсивные желания и «хотелки». Покажите ребенку, что быть богатым это хорошо еще и потому, что можно помогать тем, кто нуждается в помощи. В этом отличие экономного человека от жадного.

Резюмируя все выше сказанное, хочется сделать вывод: финансовая грамотность – важная тема, главное, чему Вы сможете научить своего ребенка – не ставить деньги «во главе угла», ведь это инструмент, а не цель нашей жизни.