ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ "СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД" № 7/2021 Г.

а также в "Российской газете" https://rg.ru/2022/07/21/8-sovetov-roditeliam-pered-otpravkoj-detej-v-detsad.html

и RT на русском https://dzen.ru/media/russian.rt.com/psiholog-piatashova-napomnila-neskolko-pravil-podgotovki-detei-k-detskomu-sadu-62d94ea6ff871e59dcec0dd1

12 ФАКТОРОВ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ДОУ

Каждый родитель, отводя своего малыша в детский в сад впервые, надеется, что дошкольное учреждение на какое-то время сможет стать «вторым домом» для его ребенка. Местом, куда тот будет ходить с удовольствием,  обретет первых друзей, многому научится.Однако зачастую картинка получается совершенно противоположной – малыш плачет, капризничает по дороге в садик, долго не может «оторваться» от родителя, и даже дома ведет себя не так, как раньше. Ребенка как будто подменили. На самом же деле его поведение  - результат адаптационного стресса.Чтобы облегчить протекание этого непростого периода, рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию, и сделаем соответствующие выводы.

Фактор 1: возраст ребенка.

Психологи считают, что благоприятная адаптация возможна после завершения кризиса 3-х лет. Конкретного времени здесь нет, все индивидуально. Именно по завершении кризиса ребенок психологически отделяет себя от матери, в его речи появляется «Я сам». До этого же малыш и мама все еще находятся в тесной, почти симбиотический связи и отделить себя от мамы (которая воспринимается ребенком как часть самого себя), особенно на достаточно длительное время, очень сложно и болезненно.

Вывод: дождитесь завершения кризиса или выберете наиболее подходящий для Вашего режим малыша  посещения.

Фактор 2: режим дня.

Очень часто родители предоставляют ребенку возможность просыпаться в удобное для него время, а значит, и отходить ко сну в зависимости от того, спал ли малыш днем, какие семейные мероприятия были накануне и т. д. В ДОУ же, чтобы не пропустить основные режимные моменты (зарядка, завтрак, занятия) необходимо приходить к определенному времени. Если ребенок не выспался, то его день, не задавшись с самого утра, вряд ли пройдет благополучно. Кроме того, подстроится под настроение ребенка, как родители, в условиях детского сада вряд ли получится, ведь нужно успеть еще столько интересного.

Вывод: за несколько месяцев до начала посещения ДОУ начинайте постепенно переходит на режим, принятый в Вашем ДОУ.

Фактор 3: рацион питания.

Современное общество все время куда-то торопиться, спешит. В таком темпе жизни не в каждой семье возможно приготовление домашней пищи каждый день. К тому же в магазинах прекрасный выбор питания для детей в удобном формате, и, что не маловажно, данная еда является полезной, обогащена витаминами и микроэлементами.

В условиях ДОУ ребенку предлагается совсем другой рацион питания – каша, запеканка, омлет, кисель. Незнакомая еда не позволяет ребенку, который довольно консервативен в вопросе питания, удовлетворить одну из базовых физиологических потребностей, а значит, не будет способствовать комфортному пребыванию в дошкольном учреждении.

Вывод: вводите в рацион питания ребенка блюда, которые входят в меню ДОУ. Ознакомиться с меню можно на сайте детского сада.

Фактор 4: навыки самообслуживания.

В условиях семьи потребности ребенка, как правило, достаточно быстро удовлетворяются. В дошкольном учреждении на одну группу приходиться лишь два взрослых: воспитатель и его помощник (няня). Когда малыш испытывает трудности при открывании крана с водой, не умеет одевать колготки и т. п., а педагоги физически не могут одновременно помочь всем детям, возникает ситуация, когда потребность удовлетворяется частично или гораздо позже, чем нужно, тогда ребенок испытывает дискомфорт, плачет. И говорить об эмоциональном благополучии малыша в ДОУ не приходится.

Важно!!! Если Ваш малыш пользуется соской или бутылочкой, важно не совмещать процесс отучения от них с началом посещения детского сада. Это может усугубить ситуацию.  Сдвиньте его на более ранний срок.

Вывод: научите ребенка самостоятельно посещать туалет, мыть руки и вытирать их полотенцем, пользоваться ложкой и чашкой, раздеваться и одеваться (штанишки, носочки, обувь).

Фактор 5: опыт взаимодействия с другими взрослыми и детьми.

Приходя в ДОУ, ребенок попадает в новую ситуацию – ситуацию близкого и активного взаимодействия с воспитателем и сверстниками. Если ребенок не имеет опыта общения с различными взрослыми, (а каждый из них выстраивает его по-своему),  а также другими детьми, это является еще одним стрессором в сложном процессе адаптации.

Вывод: расширяйте опыт общения ребенка – ходите и приглашайте в гости, почаще гуляйте на детских площадках.

Фактор 6: опыт разлуки со значимым взрослым (формирование надежной привязанности).

Среди множества изменений, возникающий в жизни ребенка в связи с началом посещения детского сада наибольшее влияние на него оказывает разлука с человеком, с которым у него сформировалась привязанность. Привязанность - это врожденное поведение ребенка, которое выражается в стремлении ребенка к сохранению близости со взрослым, это особая эмоциональная связь между ребенком и взрослым. Как правило, привязанность формируется к тому, кто осуществляет уход за ребенком (кормит, успокаивает). Чаще всего это мама, но не обязательно. Легче переносит разлуку малыш с надежным видом привязанности, у него сформировано базовое чувство безопасности и доверия к миру, а также способность к установлению глубоких отношений.

Вывод: убедитесь, что между Вами и ребенком существует надежная привязанность (или постарайтесь выстроить со своим малышом другие, более качественные отношения).

Фактор 7: опыт самостоятельной игры.

Движущей силой развития дошкольника является именно игра (до 3-х лет с предметами). Малыш, умеющий самостоятельно выбрать себе игру, а также осуществить с ней действия, активно изучает свойства предметов, что необходимо для дальнейшего познавательного развития. Он исследует богатство окружающего мира и уже на этапе раннего детства учиться ставить и достигать цели, преодолевать трудности.

Важно!!! Не ограничивайте своего ребенка, заменяя ее просмотром телевизора или изучением букв.

Вывод: создавайте условия для самостоятельной игры как условия развития ребенка.   

Фактор 8: что такое детский сад.

Человек, впервые идущий на собеседование для устройства на работу или отправляющийся в далекое путешествие, как правило, очень волнуется, беспокоится. Для ребенка ситуация «прихода» в детский сад еще более тревожна: его опыт совсем мал, а главное – не будет мамы, обычно выступающей в качестве проводника в новый, неизведанный мир. В таком случае важно психологически подготовить ребенка к посещению ДОУ – рассказать, что такое детский сад, почитать книгу на данную тематику (например, книги серии «Я иду в детский сад» издательства «Карапуз») или посмотреть мультфильмы. Можно также поиграть в «детский сад».

Вывод: снизить тревожность поможет информация о том, что такое детский сад. Чем больше Вы сможете «познакомить» ребенка с ДОУ, тем легче малышу будет ориентироваться в новых условиях.

Фактор 9: постепенное вхождение.

Посещение детского сада следует начинать постепенно: сначала погулять на площадке вместе с мамой, потом оставить ребенка одного на некоторое время. При переходе на режим полного дня (а также дневной сон)  важно учитывать рекомендации педагога-психолога (воспитателя).

Важно!!! Предложите ребенку возможность выбрать игрушку, с которой он сможет «вместе» ходить в детский сад. Она сможет выступить в качестве «переходного объекта» и поможет малышу чувствовать себя не так одиноко вдали от дома.

Вывод: предоставьте малышу время для «вхождения» в ДОУ. Такой режим очень индивидуален и закладывает основу дальнейшего пребывания ребенка в социуме.

Фактор 10: я ухожу, но обязательно вернусь!

Важно, чтобы оставляя ребенка одного, родители не «исчезали» внезапно, а предупреждали малыша об уходе (я пойду в магазин, на работу) и говорили «До свидания!». В ситуации расставания могут помочь ритуалы (всегда повторяющийся порядок действий). Вместе с тем необходимо предоставить информацию о том, что Вы обязательно вернетесь. Можно сказать: «Я приду, когда ты покушаешь (погуляешь, поспишь)». В таком случае необходимо обязательно держать свое слово.

Важно!!! Даже если Вы очень рассержены и с трудом контролируете себя, реагируя на поведение ребенка, никогда не говорите: «Ты останешься в детском саду, я не буду тебя забирать» и т. д. Не говорите об этом даже в шутку. Такие слова самого близкого человека снижают у  ребенка доверие к миру, ломают фундамент, который позволяет ему чувствовать себя хорошо и спокойно.

Вывод: формируйте у ребенка «систему безопасности» при посещении ДОУ. 

Фактор 11: слезы вместо слов и наоборот.

Слезы для ребенка – это способ выражения его эмоций и переживаний. Как правило, приходящий в детский сад малыш разговаривает еще «плохо» или совсем не говорит. И даже « хорошо  говорящий» ребенок не способен сказать «Мне грустно, потому что я хочу быть дома…». И он начинает плакать….Попробуйте озвучить то, что чувствует ребенок и выразите свои чувства по поводу ситуации. Обязательно заканчивайте на позитивной ноте: «Я тебя очень люблю! Мы скоро опять обнимемся!

Вывод: ребенок часто плачет, потому что не может выразить всю гамму своих чувств словами. Помогите ему сделать это.

Фактор 12: потому что «надо».

Часто я  слышу, что родители,  говоря о необходимости посещения детского сада, говорят малышу: «Там будут другие дети и ты сможешь с ними поиграть» или «В садике есть занятия, игрушки»…..Для малыша 2-3х лет это совершенно не привлекательные варианты, в этом возрасте весь мир для него – мама и ближайший социум (песочница). В данном случае основным мотивом может выступать вариант «надо» (есть такое правило): взрослые ходят на работу, дети ходят в детский сад.

Важно!!! Можно говорить о том, что малыш стал совсем большим и ему уже можно посещать ДОУ, но здесь возникает ситуация, когда ребенок, чтобы избежать этого, будет стремиться «остаться маленьким». Это, в свою очередь, окажет влияние на дальнейшую жизнь (избегание самостоятельности, ответственности).

Важно!!! Если родители психологически не готовы «отпустить» ребенка, то он обязательно это почувствует (симбиотическая связь) и всем силами (капризы, частые болезни, аллергия и т. п.) будет способствовать сохранению  существующих отношений, а значит, не посещать ДОУ.

Вывод: проясните для себя мотив посещения ребенком ДОУ  или ищите альтернативные варианты.

Таким образом, познакомившись с данными факторами, родители смогут подготовить своему малыша к посещению детского сада и избежать множества ошибок. И тогда ДОУ станет настоящим «вторым домом» для каждого ребенка!