КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

" ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ ТНР, В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Согласно рекомендациям ПМПК в условиях ДОУ с детьми,  имеющими ТНР, проводиться  глубокая, систематическая коррекционно-развивающая работа.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в течение 2-х лет: в старшей и подготовительной группах.  Основные направления – развитие познавательной сферы (интеллектуальное, 2 раза в неделю, 60 занятий в год) и развитие эмоциональной сферы, формирование навыков коммуникации (1 раз в неделю, 30 занятий в год). В возрасте 6-7 лет также ведется работа по формированию мотивационной готовности к школе (1 раз в неделю, 30 занятий в год).

Необходимость такого рода поддержки обусловлена тем, что первичным дефицитом таких детей является речевое развитие, а вторичным -  нарушения познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Рассмотрим данные особенности подробнее.

Познавательное развитие

В основе познавательного развития  находятся психические процессы.

 Восприятие

Первичным психическим процессом является восприятие. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом (это яблоко, оно круглое, зеленое и пр.).

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.

Оно сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей (отличий от детей, не имеющих данного статуса), которые выражаются:

  • в нарушении целостности восприятия. Дети не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.
  • в наличии трудностей при взаимодействии с сенсорными эталонами. Дети путают названия цветов, геометрических фигур. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» дошкольники часто используют элементарные формы ориентировки.
  • в нарушении восприятия собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.
  • в нарушении формирования пространственных представлений. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.
  • в низком уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
  • в задержке формирования слухового восприятия детей. Слуховое внимание, тембровый, звукочастотный слух, ритмическое чувство, - также формируются у детей данной категории со значительной задержкой.

Внимание

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком либо-предмете, событии или явлении. Многие авторы отмечают у детей с ТНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения. Низкий уровень произвольного внимания приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Данные нарушения выражаются в следующем:

  • быстрой утомляемости в процессе деятельности, резком снижении концентрации, продуктивности и темпа.
  • ограниченном объеме внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется.
  • неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может сосредоточиться на существенных признаках из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;
  • в персеверации («прилипании») внимания. У детей наблюдается в сниженная способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
  • в нарушение внимания. Дошкольники с трудом восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку.
  • в трудностях сосредоточения и удерживания внимания на чисто словесно материале вне наглядной ситуации.
  • в характере отвлечений. Так, например, если для детей с нормой речевого развития в процессе деятельности характерна тенденция к отвлечению «на экспериментатора». Дети смотрят на экспериментатора, и пытаются определить по его реакции, правильно или нет они выполняют задание. Для детей с ТНР преимущественными видами отвлечения являются следующие: посмотрел в окно, по сторонам, осуществляет действия, не связанные с выполнением задания.
  • в трудностях при планировании действий, поиске способов и средств, в решении различных задач. Они часто ошибаются на протяжении всей работы (характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы);
  • в трудностях при распределение внимания между речью и практическим действием. Такого рода задача для детей с ТНР оказывается трудной, порой невыполнимой.

Описанные нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

Память

Память – это закрепление, сохранение и воспроизведение человеком сведений об окружающем мире и самом себе.

У детей с ТНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность детей.

Рассмотрим особенности развития памяти у детей с ТНР:

  • наглядный материал детьми запоминается лучше вербального( слухового);
  • непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное;
  • страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня последней обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.
  • снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки - привнесения, повторное называние предметов, картинок.
  • заметно снижена слуховая память. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
  • для кратковременной памяти характерны: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов;

Мышление

Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы.

Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта.

Выделяют четыре группы детей с ТНР по степени сформированности логических операций.

1 группа. У детей, относящихся к данной группе:

  • достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием;
  • высокий уровень познавательной активности;
  • целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

2 группа. У детей, вошедших во вторую группу:

  • уровень сформированности логических операций ниже возрастной нормы;
  • речевая активность снижена, дети испытывают трудности восприятия и понимания словесной инструкции;
  • отмечается ограниченный объем кратковременной памяти, не могут удержать словесный ряд.

3 группа. У детей, отнесенных к данной группе:

  • нарушена целенаправленная деятельность при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий;
  • для них характерны недостаточная концентрация внимания;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • низкий объем представлений об окружающем;
  • трудности установления причинно-следственных связей.

Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями при оказании необходимой помощи.

 4 группа. Для дошкольников, вошедших в четвертую группу:

  • характерно недоразвитие логических операций, логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности;
  • познавательная активность низкая;
  • контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

В целом, у большинства детей с ТНР обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно - следственных связей явлений. Для многих характерна ригидность мышления. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, замедленностью. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, эти дошкольники с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, а значит по уровню сформированности логических операций они значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе.

Моторика

Некоторые нарушения в развитии двигательной сферы у детей с ТНР выражаются в следующем:

  • движения плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения;
  • трудности при выполнении движений по словесной инструкции;
  • отставание в воспроизведении двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам;
  • недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной;
  • страдает точность и полнота выполнения движений;
  • появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом);
  • неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата;
  • недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений.

Воображение

Дети с ТНР по уровню продуктивной деятельности отстают от нормально развивающихся сверстников.

Для них характерны:

  • быстрая истощаемость процессов воображения;
  • использование штампов в работе, однообразность;
  • больше количество времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз;
  • истощение деятельности.

Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий) часто являются несформированными или значительно нарушенными.

Таким образом, в целом «можно сказать, что у детей с ОНР отмечается значительное замедление темпа развития неречевых психических функций, по сравнению с нормой.

Таким образом, для детей с ТНР характерными являются:

  • неустойчивость внимания, снижение объема, ограниченные возможности его распределения;
  • нарушение восприятия;
  • снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;
  • низкий уровень развития воображения;
  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;
  • эмоционально-волевая незрелость;
  • низкая познавательная активность;
  • недостаточная регуляция произвольной деятельности.

Особенности эмоционально-волевого и личностного развития

Все рассмотренные особенности познавательного развития детей с ТНР, несомненно, отражаются на их личностном развитии. Такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения.

Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В результате у детей с ТНР формируются пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенную обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения во многом способствует развитию таких качеств, как застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, агрессивность. Возможно формирование заниженной самооценки. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Преодоление трудностей детей, имеющих выше перечисленные особенности, возможно при совместной, проводимой в едином направлении работе педагогов и специалистов детского сада, а также Вас, родителей.