КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Я УХОЖУ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЕРНУСЬ!

По моим наблюдениям, самая сложная ситуация при посещении ребенком детского сада – расставание. Ребенок плачет и отчаянно цепляется за маму, мама в пятый раз целует и обнимает его, оба расстроены. А мама может быть раздражена, обессилена, находиться в отчаянии, растерянности… Эта ситуация может повторяться изо дня в день….однако выход есть!

Рассмотрим ситуацию расставания при посещении детского сада с точки зрения мамы. Она 2-3 года была дома, практически не расставаясь со своей крохой. Ей очень хочется вновь начать общаться с друзьями, находиться в обществе большого количества людей, побыть вне дома, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с другой стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится больше времени заняться собой, своей карьерой или хобби. Она готовится к этому: сначала подбирает хороший детский сад, затем занимается оформлением своего чада в садик, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.

Ребенок ощущает эти изменения в маме, но, в отличие от нее, он им не радуется. Все слова, которые она говорит ему о своей работе и детском саде, он не сильно понимает, поскольку опыт его слишком ограничен. Ребенок начинает нервничать.

И вот мама приводит ребенка в детский сад, где бегает целая куча веселых (и не очень) детей. Но вдруг ее ребенок, который так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не хочет общаться. Воспитатель пытается «оторвать» его от маминой юбки – зовет поиграть, показывает новую игрушку, и наконец, маме удается оставить плачущее дитя и не опоздать на работу.

Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она понимает, что по возвращению домой ее ждет вся домашнюю работу, которую она раньше делала в течение дня, только теперь это все нужно сделать вечером за несколько часов. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. У нее не хватило времени уделить необходимое время для игры и заботы своему крохе. А ведь еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра. Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.

Ребенок заболевает … и все возвращается на круги своя, когда. И пока врач не выпишет в детский сад (а затянуться может на 2-3 недели), можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком.

И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть и тогда мамочка вновь окажется рядом с ним. Он "обучается" изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы могут сделать из них даже "профессиональных больных". Так называют часто болеющих детей, среди которых аллергики разных видов, поскольку аллергия - это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями. Но не стоит в этом винить детей, следует обратить внимание на то, что могут сделать родители, чтобы выйти из этого порочного круга.

Как же этот день ощутил ребенок, что он чувствует? Рассмотрим ситуацию расставания при посещении детского сада с точки зрения ребенка. В мгновение непонятные ранее мамины слова вдруг воплощаются в жизнь. Он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми. Дети с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам (эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню).

Когда ребенок оказывается в новых обстоятельствах, он часто полагает, что останется там навсегда. Получая новые впечатления, он фантазирует на новые темы и начинает сильно переживать, каждый раз представляя новые сценарии развития событий. Пытаясь стабилизировать ситуацию, он в сотый раз задает воспитателю вопрос «А мама….?» И слышит «Мама придет». Эта фраза - залог благополучного пребывания ребенка в ДОУ. Однако часто родители забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для них это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это проговаривать, но дети об этом не могут догадаться.

Каковы же действия родителей при посещении ребенком ДОУ?

  1. Постепенный режим вхождения. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение определенного времени, например месяца. При этом в первый раз маме необходимо посмотреть, как ребенок будет чувствовать себя в ДОУ. Возможно, ему будет легче, если мама погуляет с ним на площадке. Для трудно адаптирующихсядетей первые 2-3 дня стоит сократить время пребывания в саду до 2 часов. Затем попробовать привести ребенка до обеда, продолжительность таких посещений может затянуться надолго, но, ни в коем случае не нужно давить на ребенка и настаивать остаться спать в садике. Можно предложить ребенку взять с собой любимую игрушку, сказав, что в отсутствие родителейона будет их заместителем. Если ему станет грустно, и он вспомнит о маме, захочет побыть с ней, он может достать игрушку и поговорить с ней.
  2. Взрослые ходят на работу, а дети в ДОУ. Передтем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, рассказывайте ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Соответственно опишите, что будут делать на работе папа и мама. Обязательно говорите о том, что передребенком стоит важная задача в детском саду - учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.
  3. Внимание в прежнем объеме. После возвращения ребенка из детского сада родителямнеобходимо восполнить те чувства, которых так не хватало ему в саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителейсмог побыть с малышом (лучше полчаса «качественных» обнимашек или совместной игры, чем нахождение в одном пространстве, где каждый занят своим делом)  и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.
  4. Соблюдение «ритуала расставания». "Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.

Например, уходя, мама всегда:

  • на несколько минут берет малыша на руки, обнимает;
  • целует и говорит, куда уходит и когда придет;
  • говорит "пока-пока" и "я скоро приду" (вернусь);
  • если ребенок плачет – говорит, что ей жалко, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
  • передает ребенка взрослому, с которым он остается;
  • уходит.

Такое поведение помогает ребенку привыкнуть к расставанию. Не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Важно помнить, что при расставании именно ребенок нуждается в утешении, а вовсе не взрослый, озабоченный собственными переживаниями. При расставании мама сама должна быть спокойна и уверенна, ведь у мамы с ребенком самая тесная взаимосвязь. Если мама будет "как на иголках", то ребенок не сможет спокойно расстаться с ней. Обязательно заканчивайте на позитивной ноте: «Я тебя очень люблю! Мы скоро опять обнимемся!