КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Сложно найти семью, которая ни разу в жизни не сталкивалась с детскими истериками. Минуту назад Ваш ребенок был самым милым и воспитанным, а потом взял и упал в магазине на пол с диким ором, слезами и требованием немедленно купить ему эту игрушку? Знайте: вы не одни в своём разочаровании и недоумении. С такими ситуациями сталкиваются многие родители. После того, как шок пройдёт, нужно разработать план действий на случай, если истерика у ребёнка повторится вновь, и научиться предупреждать подобные приступы.

Детская истерика (истерический невроз) — состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением. Со стороны выглядит безобразно, пугает всех окружающих. Чаще всего используется осознанно для достижения желаемого. Однако из этого правила есть исключения. Приступы могут быть продиктованы психологической травмой или заболеваниями нервной системы.

Давайте рассмотрим все по порядку.

Выделяют несколько типичных ситуаций, способствующих возникновению истерики. Они могут быть обусловлены психологическими и физиологическими факторами.

Психологические со стороны ребёнка:

  • отсутствие возможности вербально высказать недовольство (когда ещё не умеет разговаривать);
  • привлечение к себе внимания, которого не хватает;
  • непреодолимое желание добиться чего-либо (получить свое);
  • выражение протеста;
  • упрямство;
  • подражание сверстникам или взрослым;
  • психологическая травма;
  • слабый, неуравновешенный тип нервной системы.

Психологические со стороны взрослых (родителей, родственников, воспитателей):

  • гиперопека, чрезмерная строгость;
  • неправильная система наказаний и поощрений или её отсутствие;
  • прерывание любимого занятия;
  • нарушение личного пространства;
  • ошибки в воспитании.

Физиологические:

  • недосыпание;
  • переутомление, чрезмерные физические или эмоциональные нагрузки;
  • голод;
  • заболевания нервной системы;
  • болезнь или реабилитационный период после болезни.

Чтобы минимизировать появление истерик, сначала нужно понять причины, которые им движут. Если это обычные капризы (хочу это, купи то), справиться с ними можно быстро и легко. Если виновата система воспитания, её нужно пересматривать и кардинально менять, иначе никаких подвижек не будет. Гораздо сложнее и дольше придётся работать, если всему виной — психосоматика, проблемы со здоровьем. В этом случае важно не откладывать визит к неврологу и вовремя помочь ребенку, не усугублять его состояние.

Что делать:

Когда у ребенка истерика, прежде всего ему нужна помощь. Сдерживать эмоции просто невозможно - они рефлекторны. Ниже описаны конкретные шаги, которые сможно предпринять родителям в случае детской истерики:

  1. Во-первых, проявить эмпатию (сопереживание). По-русски это называется жалеть. Жалеть человека, которому плохо, это нормально.
  2. Сообщить ребенку об этом. Это очень важно - услышать, что тебя жалеют. Можно сказать: «Я вижу и понимаю, что тебе очень плохо сейчас. Ты очень расстроен (злишься, огорчен и пр.) . Желательно спокойно, еще лучше обняв, - так чтобы ребенок услышал, увидел и почувствовал, что вы искренне сопереживаете ему.
  3. По возможности, предлагайте помощь. Если ребенок способен вас услышать, спросите, что ему нужно для того, чтобы справиться с этим тяжелым состоянием. Можно предложить попить, или сказать: "Дыши, милый, дыши мой хороший. Давай три раза вдохнем и выдохнем" (дыхательные техники одни из самых эффективных способов эмоциональной регуляции). Сделаем это вместе: в до-о-о-х и вы-ы-дох. И еще раз…» Не уставайте помогать. Ребенок должен видеть, что вы не бросаете его один на один с его тяжелыми чувствами и хотите помочь ему.
  4. Если ребенок отталкивает вас, отойдите, а не обиженно уйдите. Отойдите на то расстояние, которое нужно ребенку для того, чтобы не чувствовать ваше вторжение и в то же время не быть оставленным мамой. Важно понимать, что в состоянии истерики ребенок в отчаянии кричит одновременно: "уходи!" и "не бросай меня…". Поэтому те родители, которые в ответ на истерический крик "уйди!" действительно встают и демонстративно выходят из комнаты – показывают неспособность контейнировать детские переживания, а это одна из важных ролей мамы и папы.

Не стоит также говорить ребенку: "раз ты просишь меня уйти, я пойду в другую комнату, когда успокоишься, тогда и придёшь". Не бросайте своего ребенка в истерике. Вы нужны ему. Отходить надо на то расстояние, где ребенок разрешит вам остаться с ним. Если он отталкивает вас - отсядьте на вытянутую руку. Если он кричит: "уйди из моей комнаты!" - сделайте так, как он просит, но оставайтесь в поле его видимости. Если он захлопнет дверь у вас перед носом – то не нужно ломиться обратно. Нужно ждать. Пока пройдет пик эмоциональной реакции. Не паникуйте! Просто отойдите - пусть ребенок побудет с самим собой.

Для истерики характерны пиковые переживания (в эти моменты разговаривать и объяснять бесполезно – ребенок не способен услышать, надо просто переждать), которые сменяются спадами - потому что наступает истощение. Ребенку нужно по крайней мере набрать воздуха, отдышаться – чтобы пойти "на новый круг". И вот в этом состоянии нужно "ловить" ребенка – в состоянии эмоционального спада он способен услышать, способен к некоему конструктивному диалогу. Родителям нужно внимательно наблюдать, находясь максимально рядом – и когда истерика пошла на спад – в этот момент можно приблизиться поближе, обнять, успокоить.

  1. Если чувствуете, что тоже в ответ не справляетесь со своими эмоциями и чувствуете гнев, обиду, ярость, беспомощность – предложите помощь также и себе. Выпейте воды, дышите глубже. Постарайтесь остаться взрослым и надежным родителем для своего ребенка в такой трудный для него момент.
  2. Конструктивный разговор о предмете истерики возможен только через какое-то время после того, как ребенок успокоится. Он не может услышать никого и ничего снаружи – пока внутри он переполнен яростью, горем и чувством несправедливости. Ваше высказывание по этому поводу может звучать так «Я понимаю, как тебе хочется эту игрушку, но сегодня мы ее не будем покупать»; «Кажется, ты устал, и тебе нужно отдохнуть»; «Кажется, тебе не хочется уходить с прогулки, расставаться с друзьями, но нам пора домой, тебе пора обедать» и т.д. Нужно реагировать спокойно и строго.

До определенного возраста у детей не сформированы отделы мозга в лобных долях, отвечающих за самоконтроль и выбор стратегии поведения. Ребенку не хватает собственного опыта для изменения своего эмоционального состояния – и это говорит о его уязвимости и о том, что он нуждается в помощи родителей. Реагируя на внешние стимулы, у ребенка формируется множество новых нейронных связей, которые еще не получили закрепления. Какие именно стратегии поведения получат положительное закрепление, и как ребенок научится справляться со своими аффектами – зависит от вас.

Возрастные особенности.

2 года

Возраст, когда начинаются первые настоящие истерики. Если раньше малыш мог просто плакать, теперь он это делает с вызовом и пытаясь обозначить проблему. Поэтому обычно всё начинается со слов: «дай, пусти, купи, хочу, уйди, не буду…». Он уже понимает смысл слов «нет», «нельзя» и пытается протестовать против них. Речевой аппарат развит ещё слишком слабо, поэтому убеждающая сила слова не доступна, и такими приступами он пытается донести до взрослых свои желания.

Родителям категорически нельзя:

  • бросаться сразу удовлетворять все его требования, лишь бы прекратил истерику — вырастет капризным и избалованным;
  • кричать и бить — появится боязнь, разовьются комплексы или, что ещё хуже, физическое насилие приведёт к психотравме.

Нужно обнять малыша, показать ему свою любовь, что вы рядом, попросить успокоиться или элементарно отвлечь внимание. Обычно в 2 года срабатывают такие приёмы. Не получается — начать игнорировать. Далее обозначить своё недовольство и сказать, что так делать нельзя. Как правило, через 5-6 истерик, когда осознаётся их бесполезность, всё заканчивается.

Родителей должно насторожить, если даже после всей этой проведённой работы двухлетний ребёнок постоянно истерит. Скорее всего, это уже не просто капризы, а что-то психосоматическое. Возможно, он переутомляется или чувствует какой-то дискомфорт. Пересмотрите режим дня, питание. Может, так выражается стресс на садик. При необходимости пройдите медицинское обследование.

3 года

В психологии есть понятие «кризис трёх лет». Ребенку кажется, что он всё может и умеет сам. Но постоянно натыкается на систему ограничений и желание родителей, как и раньше все сделать за него (быстрее, качественнее и т. д.)  Начинается ярко выраженный протест против всех этих правил и опеки. Даже послушные до этого дети начинают устраивать истерики.

Родители должны понять, что у ребёнка 3 лет должна быть частичная самостоятельность и право выбора в некоторых ситуациях (с какой игрушкой лечь спать, какие шорты надеть). Если он будет слышать несколько раз в день, какой он самостоятельный и взрослый, ему уже не понадобится самоутверждаться. Пунктик в подсознании устранится — и истерики прекратятся.

4 года

В этом возрасте капризы становятся более осознанными и целенаправленными. В большинстве случаев продиктованы неправильной системой воспитания. Дети 4 лет сообразительны и наблюдательны. Мама запрещает что-то делать? Тогда нужно добиться этого у бабушки, которая разрешит любимому внуку всё, лишь бы он не бился головой о стенку. В таких случаях необходимо собраться всем родственникам и ещё раз обговорить списки дозволенного и табу.

Иногда бывает так, что обычно ребёнок ведёт себя хорошо, понимает запреты и слово «нельзя», не выходит за рамки дозволенного, но время от времени всё равно устраивает истерики по самым незначительным поводам (порой даже без них). При этом сам не может чётко сформулировать свои требования. В большинстве случаев это свидетельствует о психосоматических нарушениях, требующих вмешательства невролога.

Если заболевания не выявлены, причину нужно искать в отношениях со взрослыми. Возможно, у него конфликт с отчимом или воспитателем. Нельзя сбрасывать со счетов и семейные проблемы: развод, постоянные ссоры родителей и т. д. В этих случаях можно записаться на консультацию к психологу.

5-6 лет

На 5 лет, если верить психологам, приходится второй возрастной кризис. Не такой мощный, как в 3 года, но иногда проявляющийся достаточно ярко.

Он характеризуется:

  • замкнутостью (перестаёт делиться секретами, всё чаще хочет побыть один, закрывается у себя в комнате);
  • неуверенностью в себе, страхами, фобиями, паническими атаками;
  • перепадами настроения, появлением раздражительности, внезапных приступов агрессии и злости (чаще всего беспричинных);
  • плаксивостью;
  • слепым копированием родителей, имитацией жизненных ситуаций;
  • отстаиванием своих прав.

Все эти факторы могут стать благодатной почвой для истерики. Иногда для приступа достаточно буквально мелочи. Может, кто-то зашёл в комнату, когда хотел побыть один. Или повёл себя как родители (сказал плохое слово), а его за это наказали. Часто обычные слёзы перерастают в припадок.

Как утверждают психологи, истерики в 5 лет в большинстве случаев продиктованы нехваткой родительской любви и внимания. Посмотрите на свою семью со стороны: не пропадаете ли вы целыми днями на работе, устраиваете ли вы совместные ужины, как часто выбираетесь все вместе? Чтобы такого больше не повторялось, достаточно выкроить в своём плотном графике время на ребёнка.

Что касается самих приступов, членовредительство уже нельзя оставлять без внимания, как в 2-4 года, потому что оно может закончиться серьёзными увечьями. Нужно срочно поднять ребёнка с пола, отодвинуть подальше от стены, держа его крепко за руки, и увести куда-нибудь в тихое место. При этом не нужно сюсюкаться (он уже достаточно большой для этого) и пытаться что-то объяснять. Подождите, пока успокоится, а затем уже проводите беседу.

При наличии постоянных истерик в 5-6 лет желательно записаться на приём к неврологу.

Удачи вам и терпения, дорогие родители на нашем не всегда лёгком пути!