КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕБЕНОК АКТИВНЫЙ ИЛИ ГИПЕРАКТИВНЫЙ: КОГДА НУЖНА ПОМОЩЬ

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?

Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"

Но если это так естественно, почему неврологи, психологи и педагоги  в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят обратить на это внимание родителей?

Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

Активный ребенок:

  • большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать;
  • быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов;
  • для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение;
  • он активный не везде (к примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей);
  • он не конфликтный (то есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует конфликтную ситуацию).

Гиперактивный ребенок (триада особенностей поведения):

Дефицит активного внимания:

  • непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
  • не слушает (не слышит), когда к нему обращаются;
  • с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
  • испытывает трудности в организации;
  • часто теряет вещи;
  • избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
  • часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

  • не может спокойно сидеть на стуле, постоянно ерзает;
  • проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
  • спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве;
  • очень говорлив.

Импульсивность:

  • начинает отвечать, не дослушав вопроса (выполнять задание, не выслушав инструкцию до конца);
  • редко способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
  • с трудом сосредоточивает внимание;
  • не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза;
  • не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабо управляемо правилами (при этом ребенок может отлично эти правила знать);
  • при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Гиперактивные дети часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое. Но в школе (особенно начальной), такой ребенок будет находиться в заведомо проигрышном положении.

Е. В. Мурашова (известный российский психолог и писатель) так описывает трудности детей с гиперактивностью (гипердинамичностью):

«- Да он все может, если захочет! Стоит ему только сосредоточиться - и все эти задания ему на один зуб! - так или приблизительно так говорят девять из десяти обратившихся ко мне родителей.

Вся беда в том, что как раз сосредоточиться гипердинамический ребенок категорически не может. Усаженный за уроки, он уже через пять минут рисует в тетрадке, катает по столу машинку или просто смотрит в окно, за которым играют в футбол старшие ребята или чистит перья ворона. Еще десять минут спустя ему очень захочется пить, потом есть, потом, естественно, в туалет...

- Вы представляете, мы каждый день делаем уроки с трех часов до девяти, иногда до полдесятого! - говорит мне мама первоклассника Вовы.
- Это невозможно! - категорически заявляю я. - Ни в одной, даже самой замудренной школе в первом классе столько не задают.
- Вы что думаете, я вам вру, что ли?! - возмущается мама. - Вова, подтверди! Вова согласно кивает.
- А как же вам это удается? - спрашиваю я с невольным уважением в голосе.
- А вот так! Там всего-то заданий по его способностям - на полчаса, ну, на час, если очень много задано. А он сидит, и тянет, и тянет... Только я отойду, он уже где-то в облаках витает. Скажу: переписывай вот этот столбик примеров. Прихожу через полчаса - все на том же месте. Или еще хуже - ответы написаны просто так. Явно над ними совсем не думал. Приходится, естественно, переписывать... Или вот в туалет идет, и полчаса его нет. Ты что, спрашиваю, там утонул, что ли? Да нет, говорит, сейчас иду. Еще и возмущается: что, в туалет сходить нельзя?! Вчера ручку двадцать пять минут под столом искал. Я по часам заметила... Если идет мимо комнаты, где бабушка телевизор смотрит, так обязательно в дверях застревает. Хоть там сериал идет, хоть новости, хоть реклама... А вы говорите: не бывает!

В классе происходит приблизительно то же самое. Гипердинамический ребенок для учителя - вроде соринки в глазу. Он бесконечно вертится на месте, отвлекается и болтает с соседом по парте. Сажать его одного бесполезно, потому что в этом случае он дергает тех, кто сидит впереди, или оборачивается к тем, кто сидит сзади, и тогда учитель, вообще, видит только его затылок. Может также общаться через проход с соседней колонкой, или передавать записочки, или пускать под партой самолетик, или... В общем, проделки и придумки гипердинамического ребенка неистощимы и почти всегда неуместны.

В работе на уроке он либо отсутствует и тогда, будучи спрошенным, отвечает невпопад, либо принимает активное участие, скачет на парте со вздернутой к небу рукой, выбегает в проход, кричит: "Я! Я! Меня спросите!" - или просто, не удержавшись, с места выкрикивает ответ. Причем ответ, как правило, неполный или неточный. Поскольку подобные эпизоды, неравномерно чередуясь, повторяются каждый учебный день, то учителю крайне трудно воздержаться от раздраженных высказываний в адрес такого ребенка, а при случае (например, на собраниях) и в адрес его родителей.

Тетрадки гипердинамического ребенка (особенно в начальных классах) представляют собой жалкое, душераздирающее зрелище. Количество ошибок в них соперничает с количеством грязи и исправлений. Сами тетрадки почти всегда мятые, с загнутыми и замусоленными уголками, с надорванными обложками, с пятнами какой-то невразумительной грязи, как будто бы на них кто-то недавно ел пирожки. Строчки в тетрадях неровные, буквы уползают то вверх, то вниз, в словах пропущены или заменены буквы, в предложениях - слова. Знаки препинания стоят как будто бы в совершенно произвольном порядке - авторская пунктуация в наихудшем смысле этого слова. Именно гипердинамический ребенок может сделать в слове "еще" четыре ошибки. Догадались, как? Не догадались? Пожалуйста, очень просто - "исчо". На научном языке это называется – дисграфия (частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи; проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения).

Проблемы с чтением возникают значительно реже, чем с письмом, но тоже встречаются. Как правило, они отмечаются у тех детей, которым на предыдущем этапе ставили "задержку развития речи". Если "дисграфия" - это достаточно однородное явление, то "дислексия" (нарушения чтения) может выглядеть по-разному в каждом индивидуальном случае. Некоторые гипердинамические дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Другие читают быстро, но изменяют окончания и "проглатывают" слова и целые предложения. В третьем случае ребенок читает нормально по темпу и качеству произношения, но совершенно не понимает прочитанного и не может ничего запомнить или пересказать.

Проблемы с математикой встречаются еще реже и связаны, как правило, с тотальной невнимательностью ребенка. Он может правильно решить сложную задачу, а потом записать неправильный ответ. Легко путает метры с килограммами, яблоки с ящиками, и получившиеся в ответе два землекопа и две трети его совершенно не смущают. Если в примере стоит знак "+", гипердинамический ребенок легко и правильно производит вычитание, если знак деления, выполнит умножение, и т. д. и т. п.

Гипердинамический ребенок постоянно все теряет. Он забывает шапку и варежки в раздевалке, портфель в скверике возле школы, кроссовки - в физкультурном зале, ручку и учебник в классе, а дневник с оценками - где-нибудь в районе помойки. В его ранце спокойно и тесно соседствуют книги, тетради, ботинки, яблочные огрызки и недоеденные конфеты.

На перемене гипердинамический ребенок - это "вихрь враждебный". Накопившаяся энергия настоятельно требует выхода и находит его. Нет такой потасовки, в которую наш ребенок не ввязался бы, нет шалости, от которой он откажется. Бестолковая, сумасшедшая беготня на перемене или на "продленке", кончающаяся где-то в районе солнечного сплетения кого-нибудь из членов педагогического коллектива, и соответствующее случаю внушение и репрессии - неизбежный финал почти каждого школьного дня нашего ребенка.

Уже говорилось, что практически все шалости гипердинамических детей спонтанны, не подлежат планированию и обдумыванию. Еще одной особенностью этих детей, чрезвычайно огорчающей и их самих и родителей, является то, что именно они всегда попадаются. Сколько угодно детей может хулиганить на перемене, кидаться снежками, участвовать в свалке, передавать записки на уроке или курить в туалете. Попадется всегда - гипердинамический. Трудно сказать, в чем тут секрет, но феномен - налицо. Большинство детей и родителей знают об этом и с грустью говорят о "судьбе", "роке" или просто о том, что "мне (моему) всегда не везет". Отбросив мистику, можно предположить, что здесь одновременно действуют два фактора - "дурная репутация" гипердинамического ребенка ("Как что случится - так сразу думают, что это я!") и отсутствие в его характере хитрости, изворотливости и умения предвидеть последствия.

Практически все окружающие гипердинамического ребенка люди (родители, учителя, даже одноклассники) пребывают в неизбывной уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту "взяв себя в руки", "собравшись" и т. д. К сожалению, они ошибаются.

Некоторое время каждый гипердинамический ребенок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих его людей, "напрягать волю", "следить за собой" и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако, и он, и другие убеждаются в том, что никаких успехов все это не приносит. Более того, чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Нервная система гипердинамического ребенка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку. Ребенок живет в состоянии непрерывного стресса. Уходя утром в школу, он знает, что у него опять "не выйдет" и его опять будут ругать. Дальше ситуация может развиваться несколькими путями.

Ребенок может "опустить руки" и попросту плюнуть на мнение окружающих. "Ну и пусть я буду самый плохой! Чем хуже - тем лучше!" - так отныне звучит его лозунг. Понятно, куда приблизительно ведет этот путь. Довольно быстро такой ребенок находит место, где все его особенности принимаются и даже одобряются. Это место - улица, двор. Здесь все в строку - и туповатое бесстрашие гипердинамических детей, и их легкость на подъем, и вечная готовность к любым проделкам, и отходчивость, и даже неумение просчитывать последствия. Последним, увы, часто пользуются продавцы наркотиков и вербовщики "кадров" из криминальных структур. На улице, где собрались такие же отверженные обществом (по разным причинам) дети и подростки, гипердинамического ребенка ждет не только принятие и понимание, но и разнообразный досуг. Собирать бутылки и обследовать помойки, лазать по крышам и жечь костры, кататься на автобусах и электричках, "тусоваться" с друзьями - все это значительно интереснее, чем решать задачи и писать диктанты. Тем более что ни то, ни другое у ребенка не получается.

Другой ребенок, с более слабым здоровьем, начинает много и разнообразно соматически болеть, пропуская школу по полгода.

- До школы он вообще ничем не болел. Мог три часа на улице бегать в мокрых ботинках - и ничего. А с конца первого класса - началось. Сначала у него был грипп, потом подхватил бронхит, потом - воспаление легких, - рассказывает мама десятилетнего Игоря. - Потом вроде все вылечили, а кашель остался, да такой страшный, что просто до рвоты. Послали к невропатологу. Он прописал какие-то таблетки, вроде поменьше стало. Потом вдруг герпес полез, да не только на губах, а по всему лицу. Пока лечили, нашли шумы в сердце. Обследовались. Вроде все ничего, только собрались в школу - температура. Отчего - непонятно. Пока сдавали анализы, температура исчезла, но начали суставы болеть...

Третий ребенок, самый сильный и мужественный, несмотря на все колоссальные трудности, продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь приспособиться к обстоятельствам, в которых как будто бы специально "все против него". Иногда у него что-то получается - он становится форвардом школьной футбольной команды, или певцом в школьном ансамбле, или "великим химиком", или записным школьным юмористом, или просто классным шутом…»

Когда нужна помощь

Если в триаде признаков гиперактивности более половины характерны для Вашего ребенка, обратитесь за консультацией к неврологу (диагноз «гиперактивность» может поставить только врач!)

Гиперактивность (СДВГ) – это не следствие дефектов воспитания, – это физиологическая особенность мозга человека, которую нужно корректировать.  «Волшебной» таблетки в данном случае не существует. Необходимо целостная система медико-социально-психолого-педагогической поддержки. Чем раньше ребенку оказывается помощь, тем быстрее он сможет преодолеть это расстройство.

Узнать, как помочь гиперактивному ребенку (организовать подходящий режим дня, наладить конструктивный диалог с учетом особенностей, «снизить» излишнюю возбудимость) и получить другие рекомендации Вы можете на консультации педагога-психолога.

В настоящее время гиперативность успешно корректируется на занятиях с нейропсихологом.

Здоровья Вам и Вашим детям!