КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Психологическая готовность, или школьная зрелость, – комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Если ребенок психологически не готов к обучению, то адаптация в 1-м классе будет длительной и даже травмирующей.

Каждый ребенок проживает период приспособления к школе. Чем больше у него развиты нужные умения, качества и навыки, тем быстрее и безболезненнее пройдет адаптация к новым условиям.

Основными компонентами психологической готовности ребенка к регулярному обучению в школе являются следующие: интеллектуальная готовность,мотивационная готовность, эмоционально-волевая готовность, коммуникативная готовность, физиологическая готовность. Рассмотрим вопрос более подробно.

Интеллектуальная готовность.

Зачастую под готовностью к школе родители воспринимают только этот аспект. Точнее, определенные навыки: умение читать, решать примеры и писать (печатные буквы или узоры по клеточкам). Это очень важные навыки, однако они скорее дублируют часть школьной программы за первый класс, чем формируют предпосылки к овладению грамотой, математикой и пр.

Безусловно, важно чтобы ребенок к школе был умственно развит. Нужно понимать, что в основе детского развития лежит их собственная познавательная активность – любознательность. И именно взрослый (родитель, педагог) должен удовлетворять потребность детей в получении ответов на интересующие вопросы. Если своим вниманием взрослые (родители) поддерживают его интерес к познанию, то ребенку будет легче развиваться.

Можно часто наблюдать, как естественная любознательность ребенка гаснет, если функции друга, аниматора, взрослого для него выполняет телефон или планшет. И тогда в школе, даже начальной, где процесс обучения не такой яркий, динамичный и захватывающий, как мир компьютера, у детей возникает интеллектуальная пассивность, которая приводит их в число отстающих. Ребенок привыкает получать «диванный» адреналин, и тогда следующий «двигатель» его развития – умение обобщать, делать выводы, анализировать перестает «работать».

Чтобы успешно учиться в 1 классе, ребёнок должен уметь понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, кото­рый предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою дея­тельность.

Помимо этого ребёнок должен уметь различать цвет и фор­му, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Ес­ли..., то...», то есть уметь решать простые логические задачи.

У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представ­ления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение - впереди, сзади, справа, сле­ва, сверху, снизу, над, под, за, перед. Проверьте в этом ребёнка, играя с ним.

Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине(больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три, ...) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказыва­ется: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на вы­полнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

А осознаём ли мы, взрослые, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребёнка неверо­ятных усилий? Опытные педагоги специально обучают детей этим позам.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, привести себя в порядок, завя­зать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за сто­лом вести себя «как следует», или его приходится кормить от дельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорга­низации при выполнении учебных заданий.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координации, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движе­ния с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисо­вать). Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность ли­ний. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположе­ние штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увели­чены или уменьшены, если нарушена координация, то необхо­димы специальные тренировочные занятия.

Очень важный элемент готовности к школе - умение ребён­ка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с кон­структором, с заводными и сложными игрушками, как выполня­ет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения ра­ботать не может, на инструкцию не обращает внимания или бы­стро её забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдёт». Занятия, направленные на умение действовать по инструкции, проводить не очень просто - набе­ритесь терпения. Вам придётся настойчиво и спокойно возвра­щать ребёнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребёнок устал, перевозбуждён или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребёнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если рабо­та эта будет не одноразовой, а переходящей - от одного дня к следующему.

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к шко­ле - умение жить в коллективе, считаться с интересами окру­жающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учи­телей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.

Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия по коррекции звукопроизношения помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и дру­гих дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкну­тым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
Наибольшие трудности в младших классах испытывают де­ти, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность – это желание учиться (это процесс!), получать новые знания (это результат!).

Мотивационную готовность обеспечивают, прежде всего, родители учащегося. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к школьной жизни, серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых, родителей к учению, как к деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Родителям и другие взрослым важно позитивно высказываться о школе, чтобы не поднимать у ребенка уровень тревожности и формировать учебную мотивацию.

На диагностике, к сожалению, дети чаще всего говорят, что идут в школу, чтобы «получать 5», «есть обед», а иногда – потому что «мама заставляет».  Нужно, чтобы в дошкольный период ребенок «успел наиграться» и тогда процесс обучения (и «приготовления» уроков, в т. ч.) будет для него более увлекательным, чем игра. Хотя младший школьник, особенно если это мальчик, будет увлеченно играть еще несколько лет.

Эмоционально-волевая готовность.

Эмоционально-волевая готовность - это умение управлять своим поведением. А еще в нее входят навыки произвольной регуляции внимания, эмоциональную устойчивость. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, делать усилия к его реализации; преодолевать препятствия.

Из-за отсутствия мотивации и несформированности произвольной регуляции своего поведения некоторым детям трудно выполнять школьные требования и соблюдать распорядок дня.

Коммуникативная готовность.

Коммуникативная готовность включает качества, благодаря которым дети могут полноценно общаться со сверстниками и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где все заняты общим делом, ему нужно уметь устанавливать взаимоотношения, входить в детское общество, действовать совместно, уметь уступать и защищаться.

Ученик должен иметь потребность в общении, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. Важно, чтобы школьник развивал способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Коммуникативная готовность к школе сформирована, если: ребенок легко включается в компанию играющих детей, умеет выслушивать чужое мнение, не перебивая, соблюдает очередь в ситуациях, когда это необходимо, умеет участвовать в разговоре с несколькими людьми, может поддержать беседу.

Физиологическая готовность.

Физиологическая зрелость – это своеобразный индикатор дошкольника, индивидуальный показатель готовности ребенка к систематическому обучению, который обусловлен влиянием как биологических, так и социальных факторов.

Пропорции тела, т.е. отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение скорости роста). В это время у ребенка интенсивно растут руки и ноги, считается, что одновременно происходит созревание головного мозга и определенное изменение нейроэндокринологических реакций, позволяющее ребенку легко обучаться письму и спокойно, без внутреннего напряжения выдерживать уроки по 30-35 минут.

Смена молочных зубов указывает на то, что организм ребенка достиг физической зрелости. Большинство педиатров считает, что у будущего школьника должны быть от 4 до 10 постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у девочек. В 6-7 лет прорезываются передние, центральные и боковые резцы).

Биологический возраст ребенка - уровень развития скелета и степень морфофункциональной зрелости организма, т. е. зрелость мозга легко проверить с помощью следующего теста. Попросите ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проводя руку над теменем. Дети старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот 5-6 лет не может этого сделать, поскольку руки еще коротки. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Готовностью руки к письму – это развитая тонкая моторика и координация движений руки. Тонкая моторика - это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво, а самое главное – легко.

В таблице ниже приведены наиболее частые причины недостаточной сформированности психологической готовности к школьному обучению и способы решения проблем.

Причины
Способы решения
Недостатки в воспитании: гиперопека, авторитарность, вседозволенность, неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком).
Консультация педагога-психолога.
Коррекция детско-родительских отношений.

Недостатки соматического развития ребенка: часто болеющие дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, теряют внимание и утомляются

Консультация врача-невролога.
Медикаментозная поддержка ребенка. Индивидуальный учебный план обучения в школе

Невротические проявления: заикание, тики, энурез, истерия, неврастения.

Консультация и наблюдение врача-невролога.
Нейропсихологическая коррекция и коррекция поведения.
Медикаментозная поддержка.
Соблюдение режима дня и психологических нагрузок.
Последствия перинатальных поражений: задержка психического, моторного или речевого развития; церебрастенический синдром (перепады настроения, двигательное беспокойство, тревожный сон, метеозависимость); синдром гиперактивности с дефицитом внимания (агрессивность, импульсивность, трудности концентрации и поддержания внимания, нарушения обучения и памяти).
 
 
Консультация и наблюдение врача-невролога, невропатолога, психиатра.
Создание специальных условий обучения в школе и сопровождение такими специалистами, как психолог, логопед, дефектолог, нейропсихолог и др.
При необходимости - обучение по адаптированной программе.
Поздние проявления родовой травмы: сколиоз, частые головные боли, снижение мышечного тонуса, резкое снижение зрения.
 Задача родителей – своевременно оценить «сильные» и «слабые» стороны своего ребенка, создать условия для развития необходимых качеств и тем самым обеспечить положительную установку на обучение. 

 Лучшая возможность для этого - нейропсихологическая диагностика. 

Нейропсихология – это наука о связи мозга с познавательной (интеллектуальной)  деятельностью человека.  Нейропсихологическая диагностика с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в своё время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком в процессе обучения. 

Лучше всего пройти диагностику в начале учебного года, чтобы в случае необходимости было время для коррекции тех или иных трудностей. Нейропсихологическая коррекция направлена на устранение причин трудностей, а не «натаскивание» ребенка на «словарные»  слова и правила, механическое выучивание таблицы умножения и пр.

С недавнего времени ВНЕ ДОУ я работаю в качестве детского нейропсихолога. Чтобы такая деятельность была эффективной, подготовилась основательно -  прошла переподготовку по специальности "Клиническая психология" и курсы повышения квалификации по специальности «Нейропсихологическая диагностика и коррекция нарушений развития в детском возрасте» http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/home/obrazovanie-i-povyshenie-kvalifikatsii

Будущее ребенка в Ваших руках!