КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Под интеллектуальной готовностью к школе психологи, как правило, понимают сформированность предпосылок для успешного овладения основной школьной деятельностью – учебной.
Рассмотрим все подробнее.
Готовность к овладению грамотой включает в себя:
- Умение четко произносить все звуки речи;
- Умение выделять заданный звук в потоке речи;
- Умение определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- Умение делить слова на слоги;
- Умение определять количество слогов в слове;
- Умение определять количество звуков в слове;
- Умение различать гласные и согласные буквы;
- Умение различать твердые и мягкие согласные;
- Знание и умение писать печатные буквы русского алфавита;
- Умение составлять предложения из 3-5 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности;
- Умение разгадывать простые ребусы и кроссворды;
- Умение подбирать распространенные антонимы (слова с противоположным значением, например, большой – маленький);
- Умение называть в предложении только 2 – е слово, только 3-е, только 4-е и т. д.;
- Умение составлять рассказ по картинке ( например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т. д.).
- Умение составлять рассказ из несколько предложений на определенную тему;
- Умение различать некоторые жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение);
- Умение последовательно передавать содержание сказки.
Готовность к овладению математикой:
- Умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
- Знание названий фигур: треугольник, квадрат, круг;
- Умение оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
- Умение группировать по определённому признаку предложенные предметы.
- Умение соотносить цифру и число предметов;
- Умение сравнивать две группы предметов;
- Знание цифр от 0 до 9;
- Умение считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
- Умение называть предыдущее и последующее число («соседей» относительно любого числа в пределах первого десятка;
- Знание знаков: +, - , =, <, >;
- Умение сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);
- Умение составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.
Общий кругозор и представления об окружающем мире:
- Знание ребенком своего имени и фамилии, возраста;
- Знание имен, отчеств и фамилий родителей, ближайших родственников, степень родства;
- Знание домашнего адреса (и отдельно название нашей планеты, страны, города (области), улицы и номер дома);
- Представления об основных профессиях, их основных характеристиках, пользе;
- Умение различать по внешнему виду растения местности, их наименования и отличительные признаки;
- Умение различать диких и домашних животных, их наименования и отличительные признаки;
- Умение различать по внешнему виду перелетных и зимующих птиц, их наименования и отличительные признаки;
- Сформированность представлений о временах года, последовательности и сезонных признаках; названия месяцев каждого времени года;
- Сформированность представлений о частях суток и их последовательности;
- Понимание значение понятий «вчера, сегодня, завтра»;
- Знание дней недели и их последовательности;
- Умение определять время по часам;
- Умение и соблюдение правил поведения в общественных местах и на улице.
База для овладения знаниями, умениями и навыками – психические процессы.
Внимание:
- Умение выполнять задание, не отвлекаясь, в течение 20 минут;
- Умение находить отличия между предметами;
- Умение находить одинаковые предметы (картинки);
- Умение самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу;
- Умение копировать в точности узор.
Память:
- Умение запоминать 8-10 предметов (картинок) и слов;
- Умение повторять ряды цифр, запоминая их на слух и зрительно;
- Умение воспроизводить по памяти содержание сюжетной картинки, отвечать на вопросы по содержанию (например, какого цвета был мячик);
- Умение наизусть читать любимые стихотворения;
- Умение воспроизводить последовательность из нескольких движений.
Мышление:
- Умение объединять предметы в группы по определенным признакам (цвет, размер, форма, предназначение – мебель, посуда и пр.);
- Умение выстраивать логический ряд из определенной группы фигур (круг, квадрат, треугольник, затем снова круг, квадрат, треугольник) или предметов;
- Умение выделять 4-й лишний (предмет, не подходящий к общим признакам);
- Умение использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это дикие животные);
- Умение подбирать предметы друг к другу по смыслу;
- Умение самостоятельно сравнивать предметы (объекты) между собой, называть несколько существенных признаков сходства и различия;
- Умение выстраивать последовательность событий (сначала – потом) и составлять связанный рассказ по картинкам;
- Умение решать простые логические задачи, головоломки, отгадывать загадки;
Мелкая моторика:
- Умение правильно держать карандаш и ручку в руке;
- Умение проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
- Умение обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаш от бумаги;
- Умение рисовать по клеточкам и точкам, дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка;
- Умение копировать по образцу геометрические фигуры;
- Умение штриховать, обводить по контуру, раскрашивать, не выходя за границы рисунка;
- Умение «видеть» строку (клетку) и писать в ней.
Уважаемые родители! Каждый ребенок уникален, он имеет свои сильные и слабые стороны. Приведенные данные – усредненный вариант, некие ориентиры, на которые Вы можете равняться по желанию.