КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Под интеллектуальной готовностью к школе психологи, как правило, понимают сформированность предпосылок для успешного овладения основной школьной деятельностью – учебной.

Рассмотрим все подробнее.

Готовность к овладению грамотой включает в себя:

  • Умение четко произносить все звуки речи;
  • Умение выделять заданный звук в потоке речи;
  • Умение определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • Умение делить слова на слоги;
  • Умение определять количество слогов в слове;
  • Умение определять количество звуков в слове;
  • Умение различать гласные и согласные буквы;
  • Умение различать твердые и мягкие согласные;
  • Знание и умение писать печатные буквы русского алфавита;
  • Умение составлять предложения из 3-5 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности;
  • Умение разгадывать простые ребусы и кроссворды;
  • Умение подбирать распространенные антонимы (слова с противоположным значением, например, большой – маленький);
  • Умение называть в предложении только 2 – е слово, только 3-е, только 4-е и т. д.;
  • Умение составлять рассказ по картинке ( например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т. д.).
  • Умение составлять рассказ из несколько предложений на определенную тему;
  • Умение различать некоторые жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение);
  • Умение последовательно передавать содержание сказки.

Готовность к овладению математикой:

  • Умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; 
  • Знание названий фигур: треугольник, квадрат, круг; 
  • Умение оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.; 
  • Умение группировать по определённому признаку предложенные предметы. 
  • Умение соотносить цифру и число предметов; 
  • Умение сравнивать две группы предметов; 
  • Знание цифр от 0 до 9; 
  • Умение считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д; 
  • Умение называть предыдущее и последующее число («соседей» относительно любого числа в пределах первого десятка; 
  • Знание знаков: +, - , =, <, >; 
  • Умение сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6);
  • Умение составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

Общий кругозор и представления об окружающем мире:

  • Знание ребенком своего имени и фамилии, возраста;
  • Знание имен, отчеств и фамилий родителей, ближайших родственников, степень родства;
  • Знание домашнего адреса (и отдельно название нашей планеты, страны, города (области), улицы и номер дома);
  • Представления об основных профессиях, их основных характеристиках, пользе;
  • Умение различать по внешнему виду растения местности, их наименования и  отличительные признаки; 
  • Умение различать диких и домашних животных, их наименования и отличительные признаки; 
  • Умение различать по внешнему виду перелетных и зимующих птиц, их наименования и отличительные признаки; 
  • Сформированность представлений о временах года, последовательности и сезонных признаках; названия месяцев каждого времени года;
  • Сформированность представлений о частях суток и их последовательности;
  • Понимание значение понятий «вчера, сегодня, завтра»;
  • Знание дней недели и их последовательности;
  • Умение определять время по часам;
  • Умение и соблюдение правил поведения в общественных местах и на улице.

База для овладения знаниями, умениями и навыками – психические процессы.

Внимание:

  • Умение выполнять задание, не отвлекаясь, в течение 20 минут;
  • Умение находить отличия между предметами;
  • Умение находить одинаковые предметы (картинки);
  • Умение самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу;
  • Умение копировать в точности узор.

Память:

  • Умение запоминать 8-10 предметов (картинок) и слов;
  • Умение повторять ряды цифр, запоминая их на слух и зрительно;
  • Умение воспроизводить по памяти содержание сюжетной картинки, отвечать на вопросы по содержанию (например, какого цвета был мячик);
  • Умение наизусть читать любимые стихотворения;
  • Умение воспроизводить последовательность из нескольких движений.

Мышление:

  • Умение объединять предметы в группы по определенным признакам (цвет, размер, форма, предназначение – мебель, посуда и пр.);
  • Умение выстраивать логический ряд из определенной группы фигур (круг, квадрат, треугольник, затем снова круг, квадрат, треугольник) или предметов;
  • Умение выделять 4-й лишний (предмет, не подходящий к общим признакам);
  • Умение использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это дикие животные);
  • Умение подбирать предметы друг к другу по смыслу;
  • Умение самостоятельно сравнивать предметы (объекты) между собой, называть несколько существенных признаков сходства и различия;
  • Умение выстраивать последовательность событий (сначала – потом) и составлять связанный рассказ по картинкам;
  • Умение решать простые логические задачи, головоломки, отгадывать загадки;

Мелкая моторика:

  • Умение правильно держать карандаш и ручку в руке;
  • Умение проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • Умение обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаш от бумаги;
  • Умение рисовать по клеточкам и точкам, дорисовывать отсутствующую половинку симметричного рисунка;
  • Умение копировать по образцу геометрические фигуры;
  • Умение штриховать, обводить по контуру, раскрашивать, не выходя за границы рисунка;
  • Умение «видеть» строку (клетку) и писать в ней.

Уважаемые родители! Каждый ребенок уникален, он имеет свои сильные и слабые стороны. Приведенные данные – усредненный вариант, некие ориентиры, на которые Вы можете равняться по желанию.