КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВЛИЯЕТ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

В последнее время все больше специалистов в области детского здоровья и развития говорят о важности двигательного развития ребенка-дошкольника, отмечая особую значимость этапов двигательного развития детей в раннем возрасте.

Что же понимается под двигательным развитием? Это совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте.

Двигательное развитие ребёнка в младенчестве должно проходить в определённой последовательности:

  1. Рождение ребёнка (проходит родовые пути)
  2. Ребёнок лежит на спине.
  3. В положении на животе поднимает голову и охватывает глазами пространство
  4. Поворачивается на один бок, на другой, на живот
  5. Ползает по-пластунски
  6. Поднимает руки, упирается
  7. Садится
  8. Ползает на четвереньках
  9. Встаёт сначала с помощью рук, потом без
  10. Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Конкретному определённому возрасту соответствуют определённые двигательные навыки.  До периода ползания ребёнок должен научиться не только держать голову и удерживать её в равновесии во множестве разных положений, но и переворачиваться с живота на спину и обратно, опираться на руки.

В 2-3 месяца ребёнок в норме удерживает голову. Причём не только поднимает её в положении лёжа на животе, но и подтягивает её к своей груди, когда находится на руках у матери. Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирова­ния вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего).

Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребёнок до 2-3-месячного возраста должен опираться на локти, а к 3-4 месяцам — и на раскрытые ладони. Этот навык не­обходим для освобождения рук — они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

Далее ребёнок учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину и активно крутиться в положении лёжа. Обычно это происходит в 4-5 месяцев. Теперь он может перемещаться в простран­стве (на кровати или на полу) и наконец-то дотянуться до интересной игрушки.

Затем ребёнок начинает вертеться в положении на животе во­круг пупка. Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги «самолётиком». Эти навыки, приобретаемые в 5-6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

Следующий этап — раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы его пока ещё плохо слушаются. Поэтому движения у ребёнка получаются только качательные или в обратном направлении — ребёнок ползёт назад. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верх­ней половины тела, для поочерёдного включения правого и левого полушарий головного мозга. До ползания площадь окружающего пола была очень мала. Она чуть увеличилась после того, как малыш научился переворачиваться. И вот горизонт ещё более расширяется, а кроме всего прочего, мир перестаёт быть плоским, он превращается в трёхмерный. У предметов появляется высота. В это же самое время малыш начинает произносить звуки, гулить, лепетать для того, чтобы общаться, пробуя свои способности управления языком.

Ребёнок осваивает пространство, сначала пространство собственного тела — ползает, двигается, и не только «право-лево, верх-низ», а пространство, как ту среду, которая его окружает. 

Лёжа на спине, ребёнок видит потолок и может оценивать про­странство по горизонтали. Лёжа на животе и поднимая (опуская) взгляд вверх-вниз, способен оценивать пространство по вертикали. Голова теперь совершает движения изолированно от тела, а не вме­сте с ним.

Когда ребёнок садится, руки у него свободны, и он начинает манипулировать предметами. И далее новое освоение пространства — пере­вороты вокруг своей оси через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению.

Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений), также способствует улучшению межполушарного взаимодействия — ведь оно требует согласованного перекрёстного движения рук и ног (правая рука — левая нога), которое регулируется противоположными полушариями. Это способствует раз­витию ассоциативных связей мозга, создаёт возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Также совершенствуется зрительное восприятие — у ребёнка по­ является необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе.

Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от рецепторов, которые сообщают о рас­положении частей тела относительно друг друга, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, формируется возможность обозначения этих соотношений словами, приходит понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприя­тие сложных речевых конструкций — пространственно-временных, причинно-следственных. Ориентация в пространстве закладыва­ется, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме: грязь в тетрад­ках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.

Если ребёнок не осваивает этот важный этап физического раз­вития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если разви­тие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.

У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Мало ползал на четвереньках, или ползал только назад, или не ползал вообще. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует.

У ребёнка при этом имеется гипертонус (повышенный тонус) или "гипотонус (пониженный тонус). Мамы могут жаловаться, что ребёнок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу. Врачи часто ставят диагноз «мышечная дистония».

Проблемы с тонусом могут сохраняться у ребёнка до 5, 8 и даже 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.

При копировании эталона (специально разработанной геоме­трической фигуры) ребёнок странным образом может всё искажать. Например, он может переворачивать рисунок на 90° при неизменном положении эталона. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180°. А некоторые рисунки даже невозможно узнать. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность, хаотичность восприятия. Ребёнок может игнорировать левую или правую сторону листа бумаги.

И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его видит, то он такой мир искажает. Изменение направления восприятия с горизонтальной на вертикальную ось приводит к труд­ностям в овладении письмом, усвоении образа букв, формировании разрядности числа.

Далее возникает целый ряд феноменов. Если искажается двигательная сфера — искажается и речевое развитие. Ребёнок может не говорить до 3-4 лет, или говорит односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков. Таким образом можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарнаречевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. А если ребёнок расторможен — у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. Если ребёнок физически слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и, как следствие, такой ребёнок может стать капризнымне соблюдать социальные нормы поведения.

И вот дети с особенностями двигательного развития стройными рядами идут в массовую школу. На занятиях они все время отвлекаются, всем мешают. При письме у такого ребенка напрягаются мышцы руки и шеи, он не замечает то, что написано на доске. «Сбросить» данное напряжение (в необходимом объеме) он не может. Организм ребенка работает как пружина, которая постепенно «сжимается» в течение дня, к вечеру с силой «разжимается» и ребенок «разряжается» через агрессию и плач.

Делать домашнее задание без взрослого, который постоянно сидит рядом и регулирует процесс, говоря «Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься….» такой первоклассник (а зачастую ребенок и более старшего возраста) не может.

В результате ребенок может не освоить материал программы и получить рекомендацию посещать коррекционный класс.

Есть другой вариант -  ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать… 

Если ребенок помимо особенностей двигательного развития имеет ниже описанные особенности, можно обратиться к нейропсихологу чтобы пройди диагностическое обследование и получить рекомендации по коррекции имеющихся трудностей.

  • родовая травма;
  • рождение с помощью кесарева сечения;
  • повышенный или пониженный тонус;
  • частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-лёгочные заболевания, отиты, атопические дерматиты; лечение антибиотиками;
  • травмы головы, получение общего наркоза;
  • в анамнезе — ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;
  • мало ползал или не ползал совсем;
  • ходил на цыпочках, поздно начал говорить;
  • гиперактивен или излишне медлителен;
  • импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;
  • быстро утомляется, с трудом засыпает;
  • несразу откликается и понимает обращённую к нему речь;
  • пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал;
  • при чтении «проглатывает» окончания, «угадывает» слова;
  • плохо запоминает, сравнивает, обобщает;
  • пишет, рисует левой рукой;
  • имеет задержку формирования мелкой моторики рук;
  • не может описать картинку, скопировать рисунок;
  • пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально;
  • двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
  • с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
  • невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;
  • часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает до­машнее задание;
  • неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

И главное, помните: чем раньше Ваш ребенок получит квалифицированную помощь, тем меньше времени и сил нужно будет затратить на его подготовку к школе!