КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни или желание «стать взрослым». Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением.

На сегодняшний день несформированность у ребенка мотивационной готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у него в первый год обучения в школе.

Родителям, готовя детей к новому периоду жизни, важно сформировать у них мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху.

Как поднять интерес и положительное отношение к школе?

Прежде всего, получить у педагога-психолога данные об основном мотиве, определяющем желание ребёнка идти в школу. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.

Кроме того,  ребёнка возможна негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.

Также у многих детей, которые посещают подготовительные курсы при школе, размыта грань между будущей и настоящей “субботней” школой. На вопрос: “Ты хочешь учиться в школе?”, дети отвечают: “А я и так уже учусь в школе”. Интерес к школе у некоторых детей также не выраженный, поскольку у детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.

И самое главное: ребенку трудно будет учиться, если у него не сформирована внутренняя позиция школьника, которую следует рассматривать как одну из составляющей мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника, представляющая психологическую предпосылку к овладению учебной деятельностью, не возникает на занятиях по типу школьного урока, а формируется преимущественно внутри ведущей деятельности дошкольника – в игровой деятельности: сюжетно-ролевой, дидактической, с правилами, режиссёрской, а также через традиционные виды дошкольной деятельности. Так бывает, если ребёнок старшего дошкольного возраста играет меньше, чем ему требуется (а это часто происходит из-за элементарного недостатка времени, выделяемого на игру по остаточному принципу). Лишившись игры, дети не приобретают такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим, возникает проблема: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным.

Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе родителям будущих первоклассников важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Поддерживайте интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  • Прививайте ребенку веру в свои силы, не допускайте формирования заниженной самооценки. Для этого надо чаще хвалить ребенка (в т. ч. за старание), не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
  • Развивайте в ребенке навыки общения: научите ребенка дружить с другими детьми, делить сними успехи и неудачи. Все это ему пригодится в социально сложной атмосфере школы.
  • Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант. Не забывайте: развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  • Поддерживайте ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займите его чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
  • Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий выбирайте игровую форму с возможностью активного участия.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми.
  • Обсудите с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Изучаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, читая художественную литературу, важно активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.

И самое главное: не запугивайте ребенка школой! На психолого-педагогической диагностике мотивационной готовности к школе встречаются дети, которые указывают, что в школу они идти не хотят: там двойки будут ставить, программа трудная, играть будет некогда…

Еще есть время сформировать у детей правильную мотивацию. Верю, что у Вас  все получиться!